Brainstorming – мозговой штурм. 20 февраля (этого года) состоится вебинар, на котором я буду подробно, с примерами, алгоритмами и сопроводительной документацией рассматривать эту тему. А данную публикацию можно считать своеобразным Введением или анонсом к вебинару.
Что такое Brainstorming?
Начну с того, что в быту и бизнес среде укоренились некоторые слова, которые переросли свое первоначальное значение и фактически используются в более широком смысле слова. К ним относятся такие слова как “Ксерокс», «Джип», «Скотч» и ряд других. В свое время они вошли в языковый оборот как торговые марки отдельных продуктов, однако позже стали применяться как обобщенное наименование классов продуктов. Например, любые липкие ленты называют «Скотч», внедорожники «Джипами», копии документов «ксерокопиями». Такая же судьба у термина «Brainstorming» – мозговой штурм. Мы так часто применяем это словосочетание, что смысл его растворился в обыденности.
Забегая вперед хочу отметить, что родоначальники способа предусматривали, что в процессе мозгового штурма участники предлагают идеи по решению проблемы. Для этого они должны ответить на вопрос «Как сделать, что бы… ?» или. «Что сделать, что бы… ?». Это стадия, стадия генерирования идей, т.е. собственно мозговой штурм, является только частью процедуры принятия творческих решений (CPS[1]).
В тоже время на практике толпы менеджеров собираются на так называемый «мозговой штурм» чтобы выявить свои недостатки или достоинства, проранжировать какие-нибудь факторы, оценить вероятность рисков, определить KPI и т. д. Возможно они и добиваются результата, но это не Brainstorming (мозговой штурм).
Форма мозгового штурма практиковалась со стародавних времен, однако, в наше время его популяризация приписывается Алексу Осборну, который опубликовал книгу «Управляемое воображение»[2]. Мозговой штурм основан на нескольких основных принципах и правилах, соблюдение которых и обеспечивает эффективность. В основе этих принципов и правил лежит подход Осборна, предусматривающий разделение стадий выдвижения и оценки идей. Осборн называл это «отсрочкой решения» и утверждал, что данный принцип способствует творчеству. Считалось, что данный подход способствует выдвижению большего числа хороших идей в единицу времени. В последнее время появились свидетельства о том, что это не всегда так. Однако, как Осборн не привел веских доказательств незыблемости этого принципа, так и эксперименты его противников вызывают сомнения в надежности результатов. В краткой публикации невозможно останавливаться на этом подробно отложим это на потом. Отметим только, что идея Осборна родилась на основе многолетней практики работы с определенным кругом лиц, которые были подготовлены для такого рода деятельности, а эксперименты проводились «на кошках», в смысле на студентах, выбор которых проводился по принципу «какие есть».
Принципы Осборна
Осборн сформулировал основные принципы Brainstorming (мозгового штурма), которые включают:
- Исключите оценивание идей в процессе мозгового штурма
- Добивайтесь максимально большого количества идей.
- Поощряйте дикие идеи.
- Формулируйте новые идеи опираясь на уже прозвучавшие.
Эти принципы хорошо известны и многократно описаны, но далеко не всегда выдерживаются на практике. Это действительно трудно и требует предварительной подготовки. Многие групповые обсуждения, называемые мозговым штурмом, фактически напоминают телевизионные Ток-шоу, где все одновременно говорят, кричат и даже занимаются мордобоем. А как надо? Приходите на вебинар, не только расскажу, но и продемонстрирую на примерах.
Процедура
Еще один вопрос, который заслуживает внимания и будет рассмотрен на вебинаре. Этот вопрос заключается в процедуре проведения сессии мозгового штурма. Существует несколько этапов мозгового штурма, которые можно условно разделить на этапы подготовки, собственно штурма и оценки (для подготовки рисунка использовались материалы Tony Proctor[3]).
На вебинаре мы остановимся подробно на каждом этапе. Будут алгоритмы, правила, чек-листы.
Кроме того, будут рассмотрены различные модификации метода, среди них:
- Wildest-idea – дикая (безумная) идея;
- Stop-and-go – мозговой штурм с остановками;
- Round-robin – циклический мозговой штурм;
- Gordon–Little – сокращенный вариант;
- Trigger – метод побуждения;
- Brainwriting – Письменный мозговой штурм;
- Brainlining – мозговой штурм в сети.
Если останется время, то и другие.
Итак, приглашаю. Вебинар открытый, т.е. приглашаются все желающие, требуется только регистрация.
Кроме того, кликайте на пиктограммы и распространяйте эту информации среди своих друзей и френдов.
[1] CPS – Creative Problem Solving.
[2] Osborn, A. Applied Imagination: Principles and Procedures of Creative Thinking, New York: Scribner’s. 1953.
[3] Proctor T., Creative problem solving for managers: developing skills for decision making and innovation. – 2nd ed. by Routledge, NY, 2005
2 комментария. Оставить новый
Алексей Васильевич, буду обязательно. Можно свой пример показать?
Денис
Можно свой пример показать?
Конечно можно, но лучше опишите в почте, что бы я подумал как встроить в вебинар.