Адаптация к климатическим изменениям. Климат уже достал. Разве это зима, так все медведи вымрут. Вспомнилась по этому поводу песня, которая предсказала нынешние природные катаклизмы:
Изменения в природе
Происходят год от года.
И далее.
Полгода плохая погода.
Полгода – совсем никуда.
Кстати, есть и другие песни с романтическим сценарием, который, к сожалению, не реализуется:
«У природы нет плохой погоды!
Каждая погода — благодать.»
Климатическим изменениям быть
Изменения в природе можно продемонстрировать картинкой из отчета McKinsey[1].
Как сказано в отчете с 1880-х годов температура планеты в среднем выросла примерно на 1,1 градуса Цельсия и будет расти и далее. Но оказывается это не самое плохое. Речь идет о средней температуре по больнице (по регионам). В тоже время в отдельных случаях наблюдается то, что наблюдается, рекордные температурные отклонения. Например, сейчас в Москве температура бьет рекорд за весь период наблюдения[2]. Климатические изменения способствуют локальным природным катаклизмам. К примеру, катастрофическое наводнение в Иркутской области, громадные пожары, а затем неожиданные наводнения в Австралии.
Повышение температуры и климатические катаклизмы, это физические риски, которые характеризуются:
- Увеличением рисков: до 2050 года прогнозируется увеличение социально-экономического воздействия примерно в два-20 раза.
- Пространственным распределением рисков: климатические опасности проявляются локально.
- Нестационарностью: поскольку Земля продолжает нагреваться, физический климатический риск постоянно меняется.
- Нелинейностью: не было, не было и вдруг, бабах, там где не ждали.
- Системностью: локальные изменения климата несут косвенные последствия для регионов и секторов через взаимосвязанные социально-экономические и финансовые системы.
- Неоднородное действие: климатический риск создает пространственное неравенство, поскольку он может одновременно принести пользу некоторым регионам и нанести ущерб другим.
Полагаю, что не требуется доказательств того, что перечисленные риски влияют на жизнь людей и на факторы производства, на которых основана экономическая деятельность. А именно, последствиями климатических изменений могут быть:
- Нарушение работоспособности и гибель людей.
- Производство продовольствия может быть нарушено, однако не всегда и не везде.
- Полное или частичное разрушение физических активов.
- Полное или частичное нарушения функционирования инфраструктуры.
- Разрушению форм природного капитала (ледники, леса и океанические экосистемы)
Все это, в свою очередь, ставит под угрозу среду обитания человека и экономическую активность.
В отчете много чего есть еще страшного и, кстати, ничего романтического. Как некоторый итог можно рассматривать следующее заявление: «…хотя компании и сообщества адаптируются к снижению климатического риска, темпы и масштабы адаптации, вероятно, должны будут значительно увеличиться…. Адаптация, вероятно, повлечет за собой растущие затраты и трудный выбор, который может включать в себя, решения об инвестициях в защиту или перемещение людей и активов».
Адаптация к климату
Этим словам вторит представитель Росгидромет-а, который заявил, «что еще недавно специалисты считали основной задачей попытки уменьшить влияние человека на климатическую систему, однако теперь встал вопрос об адаптации человека к климатическим изменениям»[3]. Другими словами, нынче вопрос стоит остро, изменения климата уже присутствует и растет, надо адаптироваться к жизни в условиях повышенных температур и постоянных, трудно прогнозируемых природных аномалий.
Кстати, об адаптации я уже писал (смотри Пределы адаптации[4]). Там шла речь о том, что адаптация имеет пределы. Быстрые изменения и очень медленные остаются за пределами адаптации. Быстрые потому, что организация не в состоянии также быстро и адекватно отреагировать, а очень медленные изменения организация игнорирует. Во-первых, непонятно как реагировать, а во-вторых жить надо здесь и сейчас, а эти страшилки когда еще будут. К такого рода изменениям (медленные изменения) относятся и климатические изменения.
Что дальше?
Мне представляется, что уже следует подумать о своем будущем и о будущем своего бизнеса. Причем, это относится не только к тем, кто доживет до следующих температурных рекордов. Однако эта точка зрения в среде малого среднего бизнеса не пользуется популярностью. Основная причина вся та же: 2050 год далеко, а мне жить надо. Так вот изменения климата уже сейчас сказывается на социально-экономической среде.
В порядке обоснования приведу выдержки из статьи Эндрю Уинстона, опубликованную на сайте Harvard Business Review[5],[6]. Автор указывает, в 2019 году:
Наблюдается взрывной рост различных движений, связанных с климатом.
Даже если не считать 16-летнюю климат-активистку Грету Тунберг, то сотни и тысячи молодых людей занимают лидирующие позиции в протестных действиях, связанных с климатом. Бизнес должен это учитывать. Эти те дети, которые очень скоро станут избирателями, покупателями и рабочей силой. Детьми дело не ограничиваются, более 8700 сотрудников Amazon подписали требования о том, чтобы компания разработала действенный план в области климата. По схожему поводу бастовали сотрудники Microsoft. Следовательно, компании, которые хотят привлекать и удерживать лучших специалистов, должны иметь сильную климатическую стратегию.
Осознание серьезности климатического кризиса возрастает
2019 году на западе, с очень хорошей рекламой появился бестселлер «Необитаемая Земля[7]», в которой автор показал, как может выглядеть потепление на 3, 4 или более градусов Цельсия (и это не очень красиво). Научное сообщество озадачило остальное общество «пугающими докладами». В целом в обществе наблюдается «климатическое отчаяние». Можете себе представить, что может рассерженная толпа?
Государственные и корпоративные амбиции в отношении климата растут
В США и ЕС на законодательном уровне идут дебаты о масштабных политических предложениях в части климата.
Цели компаний в части возобновляемых источников энергии и сокращений выбросов углерода становятся все смелее. Идут работы по изменению технологий сельхоз производства. Включая работы по альтернативному белку взамен промышленной говядине и о регенеративных системах в сельском хозяйстве.
Чистые технологии растут еще быстрее.
Это обусловлено снижением стоимости солнечной и ветровой энергии, расширением использования электрического транспорта, увеличиваются инновации на сокращение выбросов в энергоемких отраслях и многого другого.
Если Вам кажется, что эти тенденции не повлияют на Ваш бизнес уже в 2020 году, то это Вам только кажется.
Однако, массовый психоз по этому поводу, мне представляется излишним. Следует быть “спокойнее”. Подумать, “что такое хорошо, что такое плохо” и принимать меры.
[1] https://www.mckinsey.com/business-functions/sustainability/our-insights/climate-risk-and-response-physical-hazards-and-socioeconomic-impacts
[2] Конечно, можно кивать на г-на Тишковца, как и на других служителей климата, которые каждый день по нескольку раз говорят о температурных рекордах. Однако они только озвучивают климатические явления, но не устраивают их.
[3] Россия “приговорена” к жаре и наводнениям https://www.vesti.ru/sdoc.html?id=3230093
[4] Пределы адаптации https://www.dekanblog.ru/predely-adaptacii/
[5] https://hbr.org/2019/12/the-top-sustainability-stories-of-2019 (язык англ.)
[6] https://hbr-russia.ru/biznes-i-obshchestvo/etika-i-reputatsiya/820479 (язык русский, но только подписчикам)
[7] https://www.penguinrandomhouse.com/books/586541/the-uninhabitable-earth-by-david-wallace-wells/ (можно купить (27 долл.) и почитать фрагмент).
Дочитали до конца? Что не так и я не прав или все так и я прав? Пишите в комментариях. Кроме того, кликайте на пиктограммы и сообщите своим френдам о публикации.