Чему мы (в смысле учителя, преподаватели, тренеры и пр.) учим? Как чему, Знаниям, Умениям, Навыкам (ЗУН). Это мантра звучит на всех уровнях обучения, включая и корпоративное обучение. Подразумевается, что процесс обучения – это процесс, направленный на усвоение обучаемым определенных ЗУНов (знаний, умений и навыков). Ученик, студент, слушатель должен Знать, Уметь, Владеть (навыком).
Знания Умения Навыки
Если конкретней, то
- знание – это усвоенные учащимся определенные факты, информация, которые учащийся понимает, помнит и может воспроизвести. Однако сами по себе знания не приносят видимой пользы. А чтобы приносили, знания должны переродиться в умение.
- умение – это уровень владения знаниями в той степени, в которой их можно применять в практической деятельности. Однако это не все. Есть еще навыки.
- навыки – это умения, доведенные до автоматизма. Как говорят в педагогической среде, навыки – это «выполнение целенаправленных действий, доведенных до автоматизма в результате сознательного многократного повторения одних и тех же движений или решения типовых задач в производственной, спортивной или учебной деятельности».
Пример, человек в начальной школе или даже раньше учит буковки, алфавит. На данном этапе он приобретает знания. Затем учит складывать буквы в слоги и слова, он приобретает новые знания. Когда он пытается читать, он уже применяет ранее полученные знания в практическом чтении. Т.е. приобретает умение. Когда же умение развито до такой степени, что чтение идет с листа без запинок и помарок, то это навык.
Кстати, сколько на это уходит времени? Около года. Иногда больше. Другой пример, изучение иностранного языка. Есть индивидуумы, которые схватывают достаточно быстро, а есть индивидуумы противоположного типа. В школе учит, потом в институте, потом раз в два года посещает курсы иностранного языка пред поездкой за границу, но до уровня освоения, который можно назвать устойчивым навыком и к сорока годам не дотягивает. Разве что «Сенька бери мяч» или «фэйсом по тэйблу».
Пример ближе к производственной деятельности. Курсы переподготовки по специальности, например, управление проектами. По-хорошему – 360 часов обучения, чаще всего – 72 часа. Однако управление проектами это только часть из того, что требуется современному управленцу. Программа МВА, по-хорошему. более 1000 часов (два года), некоторые поставщики такой услуги отводят на это дело год. Есть программы и короче, но это вообще суррогат, а не программы. Приносят они пользу? Какую-то приносят. Что они дают? Если хорошо поставлен процесс обучения, то ЗУН-ы в области управления. Диплом по программе МВА дает право занимать руководящие должности, в том числе первого руководителя компании.
Однако год или, тем долее два, для нынешнего времени слишком большое расточительство. Говорят, что период полураспада знаний сейчас составляет от полугода до двух лет, в зависимости от отрасли знаний. Это значит если Вы получили диплом два года тому назад, то 50% от полученного уже устарели.
ИТОГО 1: Когда мы учим ЗУН-ам, то мы учим не тому, что надо. Нет ЗУН-ы «никакой другой пользы, кроме вреда» не приносят. Во-первых, долго. Когда мы дошли от Знаний до Навыков они уже никому не нужны. Во-вторых, процесс трудоемкий. Сколько видов деятельности осуществляет человек? Тьма, не сосчитать. Причем каждый вид требует своих знаний, умений, навыков.
Посмотрите на рисунок
Это широко распространенный путь обучения. Обучение в данном случае процесс вытягивающий учащегося на новый уровень. Бывает, что вытягивают.
Развивать надо способности
В основе обучения ЗУН-ам лежат именно способности. Способности это характеристики индивидуума, которые возникают от рождения (их часто называют задатками) или развиваются в течении жизни на основе опыта и практики. Способность проявляется в том, насколько индивидуум быстро и основательно, легко и прочно осваивает виды деятельности.
Знания усваиваются, поскольку у человека есть (а есть далеко не у всех) способность воспринимать, запоминать, увязывать новые знания с имеющимся багажом знаний. Причем эти способности не зависят (почти не зависят) от отрасли деятельности.
Умения появляются только тогда, когда есть способность адаптировать полученные знания к практической деятельности. Причем эти способности не зависят (почти не зависят) от отрасли деятельности.
Наконец, навык появляется при наличии способности к воспроизводству умения реализовывать знания в различных ситуациях. Причем эти способности не зависят (почти не зависят) от отрасли деятельности.
Нельзя сказать, что эти способности не развиваются у человека в нынешней системе образования. Однако они развиваются скорее не благодаря, а вопреки ей. Естественным путем. Как будет выглядеть процесс обучения, в случае если акцент переместить с ЗУН-ов на способности схематически показано на рисунке.
Человек обладающий способностями, всему научится сам. Он освоит любые навыки, если у него есть соответствующие способности. Вот почему надо учить не навыкам, а способностям к освоению этих навыком.
О каких способностях идет речь?
На этот счет нет единого мнения ни в академической среде, ни в бизнес среде. Наиболее вразумительную классификацию я нашел в публикации Deloitte почти годовой давности «Навыки меняются, но способности остаются»[1].
Врожденные способности – это те способности, с которыми мы все рождены – они являются частью нашей человечности. Эти врожденные способности могут включать любопытство, воображение, творчество, сочувствие и устойчивость и пр. Однако то, что мы рождены с ними, не означает, что эти возможности статичны. Они могут быть усилены в среде с правильными условиями. В среде, где работа не требует или не поощряет проявление этих способностей, а руководство даже наказывает за их проявление, они могут стать неактивными.
Развитые способности – это те, которые формируются и совершенствуются с течением времени. К ним относятся адаптивное и критическое мышление, командная работа, социальный интеллект и эмоциональный интеллект. У части человечества эти способности не получили должного развития, однако, большинство людей имеют потенциал для их развития. Обратите внимание, что это не исчерпывающий список возможных важных человеческих способностей, но он обеспечивает основу и направление к типам способностей, которые представляются наиболее значимыми.
Статья вообще-то о воспроизводстве рабочей силы. В ней говориться о том, что нацеленность на навыки рабочих была характерна для неспешного 20-го века, а сейчас потеряла свою ценность. Не выгодно обучать рабочих навыкам важным для текущего момента. Но мне представляется, что данный подход применим ко всем видам деятельности человека. Хотя набор способностей, естественно, может меняться.
Что бы успеть за изменениями в технологии предприятия вынуждены будут в разы увеличить инвестиции в обучение работников необходимым навыкам. Однако количество и разнообразие навыков, необходимых для обслуживания рынка, растет быстрее, чем существующие мощности по научению этим навыкам. В «нашей буче, боевой, кипучей» постоянно требуются все новые и новые навыки, которые обновляются все чаще и чаще. В результате важным становятся не сами навыки, а устойчивые человеческие способности, которые лежат в основе способности изучать, применять и эффективно адаптировать навыки к меняющейся ситуации.
ИТОГО 2: Обучать надо не навыкам, а способностям, а человек со способностями освоит необходимые навыки сам. Вывод не нов, но внедряется он медленнее чем того хотелось бы.
Если способности так важны, как их развивать?
Ответ прост. Постоянные человеческие способности, о которых мы говорим, присутствуют во всех нас, и они могут использоваться всеми. Кстати, способности не только обладают ключом к долгосрочной и постоянной актуальности, но и могут культивироваться без огромных капиталовложений. Думайте о способностях как о мускулах. Они есть у всех, хотя они могут атрофироваться из-за недостатка использования – и, как и в случае с мышцами, возможности быстро усиливаются, как только они начинают их использовать.
Начало работы не должно означать создание большой программы обучения. Следует культивировать среду, в которой ценятся способности мыслить, генерировать идеи, не паниковать перед неопределенностью, проявлять эмпатию. Этот подход требует мужества, поскольку он требует от лидеров уверенности в том, что устойчивые человеческие способности действительно способствуют развитию навыков и ценности бизнеса.
В завершение пример из личной жизни. За душой я имею некий алгоритм развития мышления менеджеров. К примеру, см тут [2]. Не секрет, что определенная часть этой категории людей в бизнесе умеет исполнять, но не умеет думать. Несколько раз я предлагал уважаемым мною руководителям провести занятия с их работниками по развитию способности мыслить. К сожалению, получил вежливый отказ. Возможно я не те доводы приводил в порядке обоснования. Но, как мне представляется, это обусловлено ментальностью руководителя. Им импонируют работники, способности которых можно описать словами из песни В. Высоцкого: «Не надо думать с нами тот, кто все за нас решит».
[1] https://www2.deloitte.com/us/en/insights/focus/technology-and-the-future-of-work/future-of-work-human-capabilities.html
[2] https://www.dekanblog.ru/kriticheskoe-myshlenie-instrukciya-po-ekspluatacii/
Не стесняйтесь, делитесь своими соображениями в комментариях и кликайте на пиктограммы
13 комментариев. Оставить новый
Здраствуйте, я хочу использовать ваш блог, как источник в своей курсовой, а после и в дипломной работе, но я не знаю вашего ФИО и как именно написать о данном источнике, может быть это блог, а может это статья, я хотела бы спросить у вас лично об этом. Если вы не хотите разглашать эту информацию при всех, то напишите мне на почту пожалуйста – bcexopouuo@gmail.com, заранее благодарю
Нет проблем, Мурзинов Алексей Васильевич.
Мурзинов А.В. “Знания, Умения, Навыки и Способности” (Электронный ресурс) URL: https://www.dekanblog.ru/2020/05/gimnastika-uma/znaniya-umeniya-navyki-i-sposobnosti/ (дата открытия 04.10.2023)
Странно… Автор призывал поделиться своими соображениями. Я написал утром комментарий и видел, как он обозначился среди других комментариев. Вечером захожу, а комментария-то и нет.
Наверное, мои соображения оказались слишком умными, и автор не захотел на их воспринять. 🙂
Все гораздо проще, что-то сломалось и я не получил или не увидел своевременно уведомление и не поставил галочку. Насчет “умных соображений”, все Вами написанное никоим образом не опровергает суть публикации. Знания, навыки, это хорошо, но формировать следует способности.
Статья заМЕЧательная (острая и разительная)! Шучу.
Почти со всем в статье согласен. Но осмелюсь внести некоторое уточняющее дополнение. Способности – это общая и, я бы сказал, синкретическая возможность (мощь, МОГУщество) делать дело (взаимодействовать с окружающей нас предметной средой) для того, чтобы удовлетворять наши потребности. Способность что-то сделать – это когда я могу это сделать. Здесь категория Деятельности имеет важное значение. Но надо иметь в виду, что у деятельности есть две стороны: отражение и поведение. Далее деятельность (собственно деятельность) в своём развитии сосредоточивается то на своей отражательной стороне, то на поведенческой. Из развития отражательной деятельности возникает такая её разновидность, как Познание (познавательная деятельность). Из развития поведенческой стороны деятельности возникает оценочная деятельность, т.е. Отношение. Познание становится началом возникновения интеллекта (духа) и всех его составляющих психических функций (состояний и процессов), таких как сенсорика, моторика, опыт (научение), память, воспоминание, внимание, восприятие, воображение, интуиция, узнавание и ум. Отношение – начало, так скажем, интеллигенции (эмоционального-волевого интеллекта, а лучше сказать – души), со всеми её психическими функциями: чувства, эмоции, переживания, настроения и настрои, вчувствование (эмпатия), сочувствие, участие, сопереживание, эстетический вкус и воля. Способность, таким образом, раздваивается на Ум и Волю. Ум – способность думать, придумывать, уметь реализовать свою придумку, короче, РЕШИТЬ какую-нибудь жизненную или профессиональную проблему, найти выход из трудного положения. Воля – способность РЕШИТЬСЯ на исполнение этого решения и воплощения его в поведенческой активности, преодолевающей какие-либо внешние и/или внутренние препятствия. Это что касается природных ума и воли, т.е. правополушарной психики. Но есть ещё левополушарная (социальная) психика. В ней Ум развивается в Разум (языко-речевой ум, oratio -> ratio) , а Воля становится Свободой (свободной волей). Это тоже способности. Педагогическая деятельность состоит в содействии развитию как природного и социального духа (ума и разума), так и природной и социальной души (воли и свободы воли). Один процесс называется обучением (семейным, детсадовским, школьным, ВУЗовским), а другой процесс – воспитанием. Если говорить о том, чему стОит обучать, то это, на мой взгляд, не только знаниям и умениям, а умению думать, т.е. самостоятельно использовать приобретаемые знания, а затем самостоятельно отрабатывать тренировкой умения в навыки. К сожалению, в тех школах и в том университете, где я учился, редко учили умению думать. Хотя, конечно, давали возможность думать самому, но редко принимали мои мысли и редко одобряли мои потуги что-то придумать самому. Из всех учёных-психологов, с которыми я имел дело, запомнились только А.А.Леонтьев и Б.М.Величковский.
Автор как-то вольно трактует работы Савельева, Юнга и определения способностей. Качественная реализация какой-либо способности зависит не только от объема но и от специфически сформированных нейронных ансамблей. И эти нейронные ансамбли специфичны для разных видов деятельности, что и отличает профи от любителя. И они МОГУТ увеличиваться. Если вы хреновый предприниматель – это не значит, что у вас какой-то там участок мозга слишком маленький. Это значит что у вас нет соответствующих ЗУН и не сформированы специфичные нейронные ансамбли ПО СРАВНЕНИЮ с успешным предпринимателем в какой-то определенной сфере деятельности. Тоже и со способностями: “врожденные” и “приобретенные” – это как сравнивать теплое и мягкое – принципиально разный базис.
Я не спорю, что в процессе обучения по жизни у человека возникают в голове разные нейронные связи, но тема публикации не об этом и я об этом не говорил. Но слова красивые.
Коллега, пож. расшифруйте. Я не понял Ваше сопоставление. Врожденные способности и приобретенные способности, это действительно не одно и тоже. Это разные категории, но и то и другое есть способности.
Триада ЗУН — знание–умение–навык — одна из концепций советской педагогики.
Умение – владение практикой применения знания.
Вроде бы можно добавить ступеньку – “практика” – между знаниями и умениями.
А способности мне представляются как лестница в целом. Имея лестницу – способности (или попросту – задатки), – можно используя способности, обрести знания, перейти к практике, обрести умения, опять перейти к “много-много практики” и довести умения до автоматизма, что вроде бы и составит навык. Причем если лестница способностей не очень, то от умения до навыка будем много больше ступенек дрессировки умений, пока не получится навык.
Но умения без практики можно и забыть (равно как и знания), то с лестницы способностей можно и свалиться. Или спрыгнуть, если по ходу выясниться, что навык не нужен.
А нужен ли навык – это вроде как мотивация. Мотивацию можно приделать как силу – толкающую вверх по лестнице.
Вот – накреативил, однако… Звиняйте, если что не так
Алексей Васильевич, Вы правы абсолютно, говоря в этой статье, что учить надо способностям… Внесу лишь свою небольшую поправку в Ваше изложение, что надо не учить, а развивать заложенные в человеке природой способности, которые называют природным потенциалом человека. Именно природный потенциал определяет, чего человек сможет достичь в жизни и как высоко подняться в социальной иерархии…
.
Как узнать в чем заключается этот природный потенциал? Как увидеть этот потенциал, чтобы понять, что нужно развивать? Почему, человек часто достигая успеха в определенной области, затем получает профессиональное выгорание и полную потерю интереса к тому, чем так страстно ранее занимался? Как бороться с этим профессиональным выгоранием? Менять род деятельности или производить подстройку своей деятельности под потенциал своих способностей?
.
Чтобы ответить на все эти вопросы, есть пару «теориек», выражаясь слогом Достоевского… Вернее сказать исследования от двух ученых. Один – исследователь человеческого мозга профессор Савельев, другой – психолог Карл Юнг…
.
Профессор Савельев, который всю жизнь занимался изучение особенностей мозга, утверждает, что определенные способности человека определяются величиной определенных участков нашего мозга. Мозг растет до определенного возраста, пока растет голова человека. Именно, в этот период формируются и способности человека, тот самый природный потенциал. Когда мозг заканчивает свое формирование и рост его прекращается, он начинает деградировать. Чтобы эту деградацию предотвратить человеку нужно непрерывно нагружать свой мозг, снабжая его кровью а вместе с ней питательными веществами, которые помогают клеткам мозга непрерывно регенерироваться и строить новые нейронные связи и цепочки, взамен ослабленных или умерших… Клетки мозга обладают каннибализмом, поэтому в отсутствии достаточного кровоснабжения и питания, обусловленных нагрузкой на мозг, клетки начинают поедать друг друга… Чем сильнее мы нагружаем свой мозг, тем больше он получает питания от организма, тем быстрее регенерируется, выстраивая новые нейронные цепочки и связи между ними, которые помогают человеку запоминать и понять новую информацию, а вместе с отмиранием старых нейронных цепочек, из мозга стирается старая ненужная информация, которой человек долго не пользовался. Чем важней и нужней для человека информация, чем чаще он ее использует, пополняет думает о ней, тем больше новых нейронных цепочек регенерируется взамен старых для накопления нужной информации, уничтожая старую ненужную информацию. Именно, этим и обуславливается способность человека быстро забывать все ненужное, а иногда даже напрочь…
.
Все познается в сравнении… Если определенная часть мозга значительно больше у одного человека, чем у другого, то человек более способен к тем вещам, где определенные области мозга больше… Например, за способность сочинять стихи отвечает одна часть мозга, за способность красиво писать другая, а за способность управлять людьми третья, за способность к логике или математике четвертая и т.д. У одних эти области развиты равномерно, у других одна больше другая меньше, за счет чего одному удается хорошо руководить, но плохо разбираться в логике (математике), другому отлично писать стихи, но не быть способным создать собственный бизнес или стать предпринимателем…
.
Савельев утверждает, что изменить размеры областей мозга, после того как он сформировался невозможно, и можно лишь используя свои потенциальные способности, определяемые величиной всего мозга или его участками, поддерживать те области мозга, которые создают человеку конкурентное преимущество перед другими, являясь более крупными, активно заставляя работать именно их, то есть развивая (регенерируя нейронные цепочки) только этих более крупных областей мозга…
***
Другое открытие в области человеческих способностей сделал психолог Карла Юнг. Открытие Юнга полностью коррелирует с исследованиями особенностей мозга профессора Савельева. Исследуя своих пациентов, Юнг заметил, что все люди мыслят по разному, и по разному трактуют одни и те же события… На основе этих наблюдений, он ввел понятие базовых функций мышления. Каждая функция отвечает за определенные способности, с помощью которых человек строит свои взаимоотношения с другими людьми. Он также определил одну интересную закономерность проявления этих функций мышления, когда исследовал причины проявления психических расстройств человеческой также прямо или косвенно влияющих на здоровье человека…
.
Юнг определил, что каждый человек имеет как доминирующие функции мышления (восприятия), так и подавленные. Если человек будет развивать подавленные функции, то это неминуемо приедет его к психическому расстройству, болезни или даже смерти… Если человек будет развивать доминирующие функции, то обязательно добьется бОльшего успеха в обществе и займет высокое положение, то есть сделает более удачную карьеру…
.
Если сопоставить это с выводами Савельева, то если человек имеет более крупный участок мозга, отвечающий, например, за предпринимательство, то будет способен создать свой бизнес, если за руководство людьми, то из него получится хороший топ-менеджер, если за логику, то преуспеет в естественных науках, как физике или математике или аналитических прогнозах или преподавании… Однако, если логическая (аналитическая способность) функция у человека является доминирующей, а функция отвечающая за управление людьми подавленной, то ему лучше не создавать бизнес и не идти в руководители, ибо там его ждет полный провал, да вдобавок расстройство психики, болезни и даже смерть…
.
На основе этих данных легко понять почему наступает профессиональное или точнее эмоциональное выгорание. Если у человека хорошо развита часть мозга отвечающая за предпринимательство, творчество и изобретения, но плохо развита часть мозга отвечающая за администрирование, то с развитием своего бизнеса он будет получать огромное удовлетворение от использования творческих способностей. Однако, когда бизнес станет достаточно крупным, то вместо доминирующих творческих способностей, он будет вынужден использовать подваленную функцию администрирования, которая в итоге приедет неминуемо его сначала к эмоциональному выгоранию, а затем и к полной потере к тому, чем он занимался…
Вывод. Ицхак Адизес был абсолютно прав утверждая, что наиболее устойчивым типом менеджмента является команда лидеров с различным набором функций PAEI…
Доброго времени суток. Очень хорошее подробное описание, но ни где я не увидел поправки на возраст. Всю жизнь мы чему-то учимся, всегда мы следуем за кем-то, кто в “нашей” деятельности (туда куда мы стремимся) преуспел. Деятельностей может быть сколько угодно, что-то приходит и уходит, а что-то остается.
Представим, что нам по 12 лет. У нас есть какие-то интересы. Точнее их очень много, и непонятно, чего мы, по сути, хотим.
//Но мы говорим о широкой теме: ЗУН+Способности
Вопрос: Какой подход к ученику использовать в таком случае, куда стремиться?
Если я педагог, то как я могу развить способности(врожденные способности), обучая какой-либо теме (а это моя основная задача), новой теме. Тому, что ранее учащийся не знал. Ведь настаивая на чем-то своём, мотивируя продолжать активно работать(где я вижу успехи ученика), я могу, так сказать, свернуть его с “пути”?
Или как, вообще, относиться к выше заданной теме, относительно работы с детьми?
Все просто, ребенок тот же человек, но особенный. Знает мало, но все познает. Можно учить азбуке, а лучше развивать интерес к буквам как к знакам, за которыми то-то спрятано. проявиться интерес к чтению. Можно заставлять писать, а можно развить навык рисования прямых, кривых, ломанных линий. Будет способность, а писать он сам научиться.
Однако, предупреждаю, я лично имею дело с теми кому уже больше 20. А это другой народ, сформировались привычки и не всегда здоровые.
Интеллект, это комплексное понятие, характеризующее сумму способностей человека. Наверное Вы знаете, что интеллект есть не только у сантехника, но и у людей других видов деятельности. Кстати, видов интеллекта много. Какой именно Вас интересует?
С уважением
А.В.Мурзинов
А куда деть интеллект? Или обойдемся навыками сантехника?