Творческие люди в бизнесе в центре настоящей публикации. В обиходе представителей класса творческих людей часто называют творческий класс, креативный класс и наконец «креаклы».
Творческие люди, кто они?
Термин «Креативный класс» получил широкое распространение в СМИ, но часто его понимают неверно. «Креативный класс» это не либеральная оппозиция. Это социальная группа людей, которые предпочитают творческий труд.
Стоит отметить, что иногда к основным признакам креаклов относят все пороки человечества от «неограниченной свободы личности» до «мечты о халяве» (см. тут: «Креаклы как явление»). Среди творческих людей есть люди разных политических взглядов, в том числе и радикально настроенные против … всего. Есть откровенные хамы и подлецы. Но не каждый креакл «Нехороший человек».
Понятие «Креаклы» и понятие «Либералы» пересекаются, но не идентичны. Основной признак этой группы людей предпочтение к творческой деятельности. Я понимаю, что если я заведу разговор «о влиянии креаклов на политическую историю», то интерес к публикации будет выше. Однако меня интересует творчество в бизнесе, низкая инновационная активность организаций и условия для существования творческого класса в бизнес структурах.
К творческому классу относятся не только представители явно выраженных видов творческой деятельности (артисты, писатели, художники, дизайнеры и пр.). К ним относятся также и пиарщики, маркетологи, конструкторы, и даже менеджеры. Появление класса «креаклов» обусловлено развитием постиндустриального производства. На определенном этапе, производству стало необходимо не только качественное исполнение рутинных операций, а творческое мышление и способность к нешаблонному решению задач.
Люди творческих профессий существовали и ранее, существовало и творчество «на заказ», а не по вдохновению. Но это в большей степени касалось именно так называемой творческой интеллигенции. Но только в постиндустриальном обществе появилась задача творческой реализации прикладных интересов общества в массовом масштабе.
Почему об этом зашла речь? Потому, что именно творческие люди обеспечивают инновационную активность в организациях.
Условия существования
Люди свободных профессий (художники, поэты, писатели и др.) даже если они работает по найму, как правило, в незначительной степени зависят от своего окружения. Конечно, жить в обществе и быть свободным от его влияния невозможно, но зависимость творческой личности от условий, которые существуют в производственной среде, значительно больше.
Рассмотрим условия формирования креативных сотрудников применительно к различного рода ситуациям в организации.
Данную матрицу я уже приводил (см. Креативный класс, условия существования), но тот вариант оказался какой-то корявый. Это бесспорно красивей.
В случае, когда условия, способствующие реализации творчества на рабочем месте отсутствуют, работники свою склонность к творчеству не демонстрируют, даже если бы и хотели. Ситуацию можно назвать «Организация —робот». Такая организация проявляется в требованиях собственника: «Я плачу зарплату за реализацию моих мыслей». Ясно, что такая организация просуществует ровно столько, сколь долго мысли собственника будут адекватны ситуации. Как правило, это длиться не очень долго.
Несогласные с линией руководства, имеющие свои мысли, становятся «белой вороной». Такие сотрудники, выдворяются за ворота или уходят сами. В результате организация опять скатывается к роботизации. Такой подход к творчеству — частое явление.
Кроме того, бесперспективно и даже глупо требовать от персонала творчества, стимулировать его, если персонал может только исполнять и не умеет думать.
Наибольший эффект в организации достигается тогда, когда на предприятии созданы условия для реализации творческих способностей персонала, а персонал соткан из образованных людей, владеющих навыками творческой деятельности. Это творческая организация, склонная к быстрому инновационному росту со всеми вытекающими последствиями.
Соблюдение условий
К сожалению, я не знаком ни с одной организацией, которую по праву можно отнести к творческой организации. Наверное, такие есть, но мне все попадаются организации с ограниченным творчеством. Что-то переходное от Роботов к Творчеству. «Творите, друзья мои, но в пределах моих заданий».
Мне знакомы организации, представляющие все другие квадранты матрицы, но представляется, что в среднем абсолютное большинство организаций находится где-то посредине, в зоне MIX. Другими словами, в каждой организации отчасти присутствуют признаки каждой из перечисленных ситуаций. В определенной степени это можно пояснить тем, что в каждой организации есть различные виды деятельности и предоставление условий для творчества дифференцировано.
Однако это только отчасти. В большинстве случаев российский менеджмент строиться по принципу «я решаю, а ты исполняй». Это основная беда низкой инновационной активности в России по сравнению с развитыми странами.
Полагаю, что это мнение понятно, осталось дело за малым: Во-первых, выяснить есть ли у данного мнения сторонники. Пишите в комментариях. Во-вторых, какие меры следует предпринять для развития творчества в организации. Но это будет в следующих публикациях.
Надеюсь, что Вы кликните на пиктограммы соцсетей и дождетесь следующих публикаций
2 комментария. Оставить новый
Алексей Васильевич, не поняла. У нас так, как вы пишите ” Творите, друзья мои, но в пределах моих заданий”. А чем это плохо? Руководитель распределяет функции и работы, а остальные исполняют. Иерархия условие существования организации. Когда все творят, то полная анархия.
Это верно, так и должно быть. Но одно дело давать задания, а другое заниматься микроменеджментом. Руководитель должен поставить задачу и срок, а как это будет делаться, это уж предоставьте место для творчества работнику.