Миссия (mission) компании выражается в виде документированного изложения текущей основной деятельности организации. По определению Европейского фонда управления качеством (EFQM), Заявление о Миссии отражает смысл существования организации и согласованно с ее заинтересованными сторонами [1]. Другими словами, Миссия, это заявление или серия заявлений о том, что делает организация и почему.
Миссия ( mission ). Общепринятые представления
На практике возникают разночтения в части содержания различных элементов основных Намерений [2] компании (видение, миссия ценности). Однако профессионалы в области управления в целом согласны с тем, что важнейшим первым шагом в планировании является определение Намерений (purpose) организации, т.е. заявлений, которые определяют бизнес организации, т.е. миссию, видение, ценности и философию организации. Эти элементы могут существовать в виде отдельных заявлений, либо в едином документе. Кроме того, считается полезным использование отдельного слогана (или девиза), чтобы упростить общение с заинтересованными сторонами.
Существует согласие в отношении основных направлений использования заявления о Миссии. Миссия используется:
- во-первых, в качестве “зонтика”, в соответствии с которым все организационные решения и усилия должны соответствовать миссии, В качестве “зонтика” заявление о миссии определяет, что нужно делать, а что нет.
- во-вторых, как средство мотивации сотрудников. Хорошие формулировки миссии побуждают сотрудников контролировать свое поведение с помощью менее формальных, чем административные правила, механизмов. Заявление о миссии больше обращается к сердцу, чем к головам работников, что способствует большей приверженности.
- в-третьих, в качестве заявления для информирования заинтересованных сторон о том, что делает организация.
Разногласия в понимании миссии
При всем очевидном согласии относительно определения и направления использования Заявления о Миссии, остаются разногласия относительно конкретного содержания и характеристик Заявления, а также процесса его формулирования.
Как указал Питер Друкер (1954), “Ничто не может показаться более простым или очевидным, чем ответить на вопрос, в чем заключается бизнес компании. На самом деле, [это]… почти всегда это трудный вопрос.”[3]
Замечания к содержанию
На основе рассмотрения многочисленных примеров реально подготовленных Заявлений о Миссии авторы работы [4] посчитали уместным отметить следующие замечания:
- Ряд организаций формально имеют, но реально не используют Заявления о Миссии в своей повседневной деятельности;
- Оценка влияния использования Миссии на эффективность работы организации не проводится;
- Заявления о миссии иногда настолько расплывчаты, что невозможно угадать ни название, ни характер бизнеса, основываясь только на заявлении;
- Заявления о миссии часто содержат терминологию, которая не имеет четкого определения, например, цель, целостность, выдающееся качество. Сами формулировки расплывчаты;
- Заявления о Миссии многих организаций включают слишком много пунктов. В результате получается нечеткая картина того, что именно представляет собой организация.
- Заявления о миссии включают пункты, которые часто меняются и, следовательно, нуждаются в постоянном обновлении.
- Миссии некоторых организаций являются старомодными и узкими и явно связаны со снижением эффективности;
Компоненты Заявления о Миссии
Заявления о миссии могут различаться по объему, содержанию, формату и конкретике. Тем не менее, большинство практиков и специалистов в области стратегического менеджмента считают, что эффективное заявление должно включать в себя девять компонентов:
- Клиенты — Кто является клиентами фирмы?
- Продукты или услуги — Каковы основные продукты или услуги фирмы?
- Рынки — Географически, где конкурирует фирма?
- Технология — Является ли фирма технологически современной?
- Забота о выживании, росте и прибыльности — стремится ли фирма к росту и финансовой устойчивости?
- Философия — Каковы основные убеждения, ценности, стремления и этические приоритеты фирмы?
- Самооценка — В чем заключается отличительная компетенция фирмы или ее главное конкурентное преимущество?
- Забота об общественном имидже — Реагирует ли фирма на социальные, общественные и экологические проблемы?
- Забота о сотрудниках — являются ли сотрудники ценным активом фирмы?
Кроме того, многие практикующие менеджеры считают, что Миссия должна быть изложена в короткой красивой и притягивающей фразы. Фраза должна быть легко запоминающейся и воодушевляла как работников, так и клиентов компании. Однако такая фраза (корпоративный слоган) при всей своей полезности не заменяет миссию.
Примеры основных компонентов Заявления о Миссии можно скачать тут: Примеры основных компонентов Миссии
В российской практике восприятие Миссии неоднозначное, от полного принятия, до полного неприятия. Одна из дискуссий на эту тему среди слушателей программы МВА приведена тут:
Миссия, формальный атрибут или неотъемлемая часть стратегии? [5]
Миссия – формальный атрибут или неотъемлемая часть стратегии? Вторая серия [6]
_______________________
Эта статья подготовлена на основе издания The On-Line Encyclopaedia of Strategic Management: Notes & Concepts [7]. Использовалась также книга Fred r. David and Forest r. David. Strategic Management [8].
Статья является одной из подобных публикаций по различным аспектам Стратегического менеджмента, выложенных на данном сайте. Статьи предназначены для всех, кто заинтересован в углубленном понимания стратегического менеджмента и нуждается в корректных источниках по данной теме. Для просмотра других статей откройте рубрику Энциклопедия (в меню сайта) или перейдите по данной ссылке.
[1] https://efqm-rus.ru/model-efqm/vocabulary/#toggle-id-30
[2] Намерения – англ. Purpose. Иногда переводят как общая Цель. Однако слово Намерения ближе к смыслу термина. Цели (objective) более конкретны и определены во времени.
[3] Drucker, Peter F. (1954). The Practice of Management. Harper and Row: New York. p. 49.
[4] https://clutejournals.com/index.php/IJMIS/article/view/7304
[5] https://www.dekanblog.ru/2009/01/marketing/missiya-formalnyj-atribut-ili-neote/
[6] https://www.dekanblog.ru/2009/01/marketing/missiya-formalnyj-atribut-ili-neote-2/
[7] https://manualzz.com/doc/29276881/encyclopaedia-of-strategic-management–concepts
[8] Fred r. David and Forest r. David. Strategic Management: A Competitive Advantage Approach, Concepts & Cases, 15th Edition, Pearson Education, 2015. pp. 177.
А как Вы относитесь к Миссии? Пишите в комментариях, расшаривайте в соц. сетях
2 комментария. Оставить новый
Алексей Васильевич, спасибо понятно, а старый форум на тему миссии, вообще читается как роман. Но наше поколение недалеко ушло. У нас по-прежнему реальная миссия – это деньги, а формальная миссия – для проформы. Но почему нет примеров миссии из отечественной практики. Разве у нас нет интересных примеров?
С уважением
Николай.
Конечно есть, однако, как видно из текста, по вопросу миссии нет общего мнения. Нет критериев качества. Что такое хорошо, что такое плохо зависит от внутреннего контекста компании. Я просто не берусь быть судьей или экспертом, не зная реальной обстановки в компании. К тому же, как Вы отметили, у нас по-прежнему в бизнесе подход к Миссии формальный. Америкосы в этом деле имеют богатый опыт и примеры приводят понятные. А Вы можете оценить свою Миссию или Миссию известных Вам компаний?
А.В.Мурзинов