Видение будущего (Видение), это один из элементов стратегических намерений (Видение, Миссия, Ценности). Видение, это представление о некотором желаемом будущем состоянии или идеале для организации, выражающая устремления и намерения компании. Используется как основной элемент Стратегического управления [1].
Заявление о Видении обычно представляет собой амбициозное заявление о том, какой организация хочет быть или чего хочет достичь в будущем. Основная цель Видения состоит в том, чтобы дать долгосрочное представление о направлении стратегических целей и общей стратегии организации.
Видение будущего тесно связано другими элементами стратегических намерений, с миссией и ценностями компании, поскольку все эти элементы предопределяют корпоративные цели. Однако эти элементы не взаимозаменяемы. Тем не менее, в ряде корпораций элементы миссии и ценностей включаются в видение или видение включается в миссию. Строго говоря не так важно, сколько документов готовит компания, как важно, чтобы все эти элементы были четко и понятно сформулированы.
Следует особо отметить особенность Видения. Суть Видения будущего состоит не в предсказании или прогнозе будущего, а в оценке сегодняшнего положения с точки зрения желаемого будущего.
Видение и его структура
Каждый раз, когда мы решаем стратегические задачи, мы выбираем желательное для нас будущее, для построения которого собираемся прилагать усилия, использовать ресурсы и знания. Этот выбор должен опираться на прогнозы и оценку тенденций, но одновременно он опирается на намерения и желания.
Структура видения показана на рисунке [2].
Рисунок. Структура Видения
Видения будущего в значительной степени определяется стратегическими намерениями компании. В отличии от цели, намерения подразумевают, что компания будет стремиться к их реализации и в предстоящей конкурентной борьбе имеет ясное намерение победить, но этого может и не произойти. Таким образом намерение в большей мере выражает желание, чем реалистичную картину.
Второй элемент видения будущего — предвидение. Любая компания существует в конкурентной среде. Другие игроки рынка имеют собственные намерения. Реализуя свои намерения, они меняют окружающий нас мир. Как интегральный результат реализации намерений самых разных людей, компаний или общественных организаций складываются тенденции и тренды. Естественно, что необходимо понимать эти тенденции и увязывать собственные намерения с ними. Предвидение — это представление о результатах, которые могут возникнуть в процессе реализации намерений других компаний и людей.
Прогнозы, это еще один элемент видения будущего. Прогнозы связаны с определением динамики конкретного процесса. Прогноз относится к тем процессам, которые не подвластны нашей воле и опираются на конкретную информацию. Однако, прогнозы всегда имеют некоторую вероятность.
Наконец, четвертый элемент видения будущего — это гипотезы. Будущее всегда неопределенно. Степень этой неопределенности достаточно высока. Тем не менее, для принятия решений необходима четкость, ясность, определенность. Гипотеза является предположением о развитии тех или иных изменений во внешней среде и, в какой-то степени заменяют информацию и помогают структурировать неопределенность.
Структура видения будущего отражает разные подходы к принятию решений. Предпринимательский подход опирается на стратегическое намерение. Подход предпринимателя заключается в создании определенного будущего для своего бизнеса. Подход с позиции исследователя заключается в подготовке предвидения и прогнозов. Задача исследователя выявить причинно-следственные связи и подготовить прогноз. Третий подход характерен для позиции игрока. Выдвижение гипотезы, это своего рода делать ставки на определенную тенденцию. Совокупность этих трех позиций формирует Видение будущего.
Чаще всего процесс формулирования Видения, это процесс формулирования «Видения руководства». Однако определение Видения должно стать процессом вовлекающем широкий круг участников. Если персонал не будет участвовать в диалоге компании по данному вопросу, то трудно предполагать, что сотрудники будут понимать и принимать сформулированное Видение. Следовательно, не будут знать, что правильно, и будут склонны к субоптимизации в соответствие со своим собственным пониманием.
О формулировании Видения смотри статью «Заявление о Видении».
______________
Эта статья подготовлена на основе издания The On-Line Encyclopaedia of Strategic Management: Notes & Concepts[3]. Использовалась также книга Геннадия Николаевича Константинова «Стратегический менеджмент. Концепции».
Статья является одной из публикаций по различным аспектам Стратегического менеджмента, выложенных на данном сайте. Статьи предназначены для всех, кто заинтересован в углубленном понимания стратегического менеджмента и нуждается в корректных источниках по данной теме. Для просмотра других статей откройте рубрику Энциклопедия (в меню сайта) или перейдите по данной ссылке.
[1] https://www.dekanblog.ru/2022/06/enciklopediya/strategicheskoe-upravlenie-model-posies/
[2] Константинов, Г. Н. Стратегический менеджмент. Концепции [Текст] : учебное пособие для слушателей программы МВА, обучающихся по специальностям «Общий и стратегический менеджмент» и «Финансы» / Г. Н. Константинов ; Гос. ун-т —Высшая школа экономики, Высшая школа менеджмента. — М.: Бизнес Элайнмент, 2009. — 239 с.
[3] https://manualzz.com/doc/29276881/encyclopaedia-of-strategic-management–concepts
Вопросы, свои мысли приветствуются. Пишите в комментариях, расшаривайте в соцсетях.