Почему стратегические цели не достигаются? Прежде всего потому, что стратегия не жизнеспособна.
Стратегические цели часто не достигаются
Как хорошо известно, что 60–90% стратегических планов никогда полностью не реализуются [1]. Причины схода с намеченного пути многообразны. См. например книгу «Как реализовать стратегию» [2]. Применим милитаристскую метафору, разработка и реализация стратегии похожа на путешествие по минному полю. Какая мина взорвется первой, не понятно, но понятно, что какая-нибудь да взорвется. Но главная мина заложена в качестве стратегии.
Естественно, что плохое исполнение может испортить самую хорошую стратегию. Это верно, но плохую стратегию исправить хорошим исполнением невозможно.
Качество стратегии
Одним из путей повышения качества стратегии может быть проведения аудита предлагаемой стратегии, до начала ее реализации. Форма аудита может быть разнообразной, от работы группы экспертов, до публичного обсуждения. Причем форму аудита каждая компания может выбирать самостоятельно, ориентируясь на традиции, внутреннюю культуру, предпочтения руководства.
Нам представляется, что наиболее подходящим способом может быть публичное обсуждение в виде слушания [3]. Прежде всего потому, что слушания позволят привлечь оперативных руководителей и персонал к обсуждению и будут способствовать выработке чувства вовлеченности. В конечном итоге это снизит трудности в процессе реализации.
На этапе «приемки» стратегии в реализацию должны быть тщательно проанализированы ключевые вопросы. Для корпоративной стратегии эти вопросы приведены в таблице 1.
Таблица 1. Основные ключевые решения стратегии корпоративного уровня
Для деловой стратегии (стратегии бизнеса) ключевые вопросы приведены в таблице 2.
Таблица 2. Основные ключевые решения стратегии бизнес уровня
Кроме того, в широко известной книге о школах стратегий [4], авторы приводят лучшую на их взгляд систему оценки стратегий:
- Последовательность: стратегия не должна содержать противоречивых целей и программ.
- Согласованность: стратегия должна предлагать адаптивную реакцию на внешнюю среду и происходящие в ней важные изменения.
- Преимущество: стратегия должна обеспечивать возможности для творчества и/или поддержки конкурентного преимущества в избранной сфере деятельности.
- Осуществимость: стратегия не должна предполагать чрезмерных расходов имеющихся ресурсов и не должна вести к возникновению неразрешимых проблем.
Кроме того, как рекомендуется в работе [5] полезно использовать простой метод контроля, который заключается проверке Миссии, Видения, Основных ценностей [6] их готовности и соответствия друг другу.
Как это сделать?
Совокупность всех этих вопросов сформулирован в Чек-листе для контроля стратегии. Чек-лист высылается по запросу. Пишите письма, комментарии, кликайте на пиктограммы.
_____________________
[1] https://onlinG.hbs.edu/blog/post/why-is-strategic-planning-importantl
[2] https://vebinar.dekanblog.ru/home/publikacii/book-implementation-strategy/
[3] На практике в РФ нашли широкое применение так называемые «стратегические сессии». Однако этот термин больше применим к групповой работе на этапе разработки стратегии.
[4] https://www.litres.ru/brus-alstrand/strategicheskoe-safari-ekskursiya-po-debryam-strategicheskogo-menedzhmenta/
[5] https://www.researchgate.net/publication/229051912_Developing_and_using_balanced_scorecard_performance_systems
[6] https://www.dekanblog.ru/2022/07/enciklopediya/strategicheskie-namereniya-missiya-videnie-cennosti/
6 комментариев. Оставить новый
Алексей Васильевич, направьте, пожалуйста, Чек-листе для контроля стратегии. Спасибо!
Ага, пропащая душа. Все таки решились написать. (Если это конечно это та Анна Большакова, которая куда-то спряталась). Выслан на почту. Если появятся другие вопросы, то с удовольствием отвечу.
Добрый день. Я бы тоже хотела получить чек-лист.
Отправил по почте
Доброго дня! У меня запрос на Чек-лист для контроля стратегии
Гюльшат, отправил почтой. Пож. подтвердите получение