Современные футурологи предлагают 3 способа планирования будущего. Эти способы объединены в трехэтапный процесс, помогающий избежать ловушек, планирования [1].
Не изучайте свою отрасль, расширьте свою перспективу
Инструментальный арсенал стратегического менеджмента со времен М. Портера ориентирован на отрасль. Что такое отрасль? Это совокупность предприятий, выпускающих одну и туже продукцию. Например автомобилестроение. Но погодите, а что будет с автомобилестроением? Поставив так вопрос, мы получим ответы о тенденциях автомобилестроения. Это больший комфорт, сложная электронная начинка, отказ от водителя и переход на электромобили. Однако это уже сегодняшние тенденции, а не будущее. Если мы думаем только о будущем автомобилей, то это ограничивает нас будущим, в котором у нас будут только автомобили.
Что бы планировать будущее надо думать шире – о будущем мобильности. Расширяя свой взгляд, вы открываете множество возможных сценариев и вероятных концепций будущего. Это поможет вам подготовить стратегии для того, чтобы иметь их наготове. Кто знает, может быть авторы фильма «Пятый элемент» были правы в том, что подняли средства передвижения над дорогами? Посмотрите, что случилось с отраслью мобильной связи, ее уже фактически нет. Есть отрасль передачи данных, в том числе и голосовых сообщений.
Для того, чтобы готовиться к будущему следует научиться «заглядывать за угол». Во всяком случае за рамки своей отрасли..
Для планирования будущего исследуйте границы отрасли
Футурологи предполагают, что большие изменения начнут проявляться на границах организаций и рынков, где вы обнаружите возникающие проблемы клиентов, способы решения этих проблем и различные точки зрения.
Чтобы планировать будущее и понять эти грани надо найти людей, которые могут мыслить с развитым воображением. Эти люди часто не способны принимать решения, но имеют глубокое понимание изменяющихся явлений. Слушайте их. Что еще более важно, регулярно отвлекайтесь от повседневных дел, чтобы посмотреть, как развиваются слабые сигналы будущих изменений. Многие вещи познаваемы, но только тогда, когда вы на них обращаете внимание.
Общение не только с формальными экспертами, но и с людьми на периферии, работающими над планированием будущего, потребует выхода из вашей зоны комфорта и вашего круга личных связей или опыта. Организации могут способствовать этому, расширяя возможности небольших, гибких команд и стимулируя сотрудников к тому, чтобы они высказывали неудобные или противоречивые идеи.
Не стройте временную шкалу, вместо этого смотрите вперед
Самая большая ошибка, заключается в том, что люди, пытаясь предсказать будущее, пытаются экстраполировать то, что произойдет, из того, что произошло в прошлом. Чтобы понять будущее и стать футуристом за одну ночь, нужно смотреть вперед.
Когда вы пытаетесь предсказать будущее на основе того, что происходит в настоящее время, вы ограничиваете сферу своего воображения компаниями, мышлением и тенденциями, которые уже действуют сегодня. Это оставляет мало места для новых стандартов, технологий и идей, которые обязательно будут развиваться с течением времени. Следует использовать противоположный подход, используя технику, называемую ретроспективным анализом. Загляните вперед на 10 или 20 лет, визуализируйте воображаемое будущее вашей отрасли, а затем создайте хронологическую дорожную карту того, что вам нужно, чтобы туда добраться.
В книге Константинова Г.Н. «Стратегический менеджмент. Концепции» [2] цитируется Принцип Мерлина: «Принцип Мерлина — это способность увидеть потенциал настоящего с точки зрения будущего. Это способность “вербовать” людей в организации как посланников, которые слушают, говорят и действуют от имени будущего, это абсолютное согласие в стремлении “взорвать” существующие ограничения и совершить невозможное».
Однако такая дорожная карта не может быть построена в жесткой временной шкале. Попытка следовать жесткой линейной временной шкале делает организации уязвимыми для сбоев.
Древние греки использовали два разных термина для описания времени. Тот, с которым мы лучше всего знакомы, хронос, относится к последовательному (или «хронологическому») времени. Их второе слово, кaйрос , относится ко времени, отмеченному подходящим временем для действия. Хронос количественный; Кайрос качественный. Хронос стремится сообщить вам дату и год, когда что-то произойдет. Кайрос хочет сказать вам, при каких условиях что-то произойдет.
Эффективное ретроспективное прогнозирование требует кайроса, который идет вразрез с традиционными методами планирования. Ближе с Кайросом можно познакомиться тут [3].
Практичный способ планирования будущего без временной шкалы. После определения критических тенденций, которые вы хотите отслеживать, определите критические индикаторы, которые определяют, меняет ли тенденция ситуацию сейчас. Например, «когда стоимость солнечной энергии упадет до 10% по сравнению с ископаемым топливом» и «когда страховые выплаты от наводнений и лесных пожаров вырастут на 30%», мы увидим ускорение массового внедрения альтернативной энергии. Этот момент времени определяется не датой, а состоянием.
Заключение
Многие компании уже осознали, что методы опытных футурологов становятся все более важными, поскольку компании в разных отраслях сталкиваются с беспрецедентной скоростью изменений. В прошлом сбои были спорадическими — организация добивалась экономии за счет масштаба, находила стратегию, которая работала, и годами полагалась на одну и ту же стратегию с минимальными корректировками.
Сегодня изменения приходят быстрее и не позволяют адаптироваться к ним. Это требует другого подхода. Расширяя свой взгляд за пределы своей отрасли, исследуя границы областей, которые вы исследуете, и анализируя прошлое без временной шкалы, вы начнете мыслить как футурист. Вы будете лучше предвидеть разрушения и будете готовы процветать в нестабильном мире.
Кстати, о футуристах в компании смотрите тут. Включайте в штат футурологов [4]
Вы готовы? Вперед и с песней
[1]https://www.fastcompany.com/90732637/3-things-youre-doing-wrong-when-you-try-to-plan-for-the-future
[2] https://strategymaster.ru/knowledge
[3] https://www.dekanblog.ru/2013/12/news/chastyx-vam-vstrech-s-kajrosom-v-novom-godu/
[4] https://www.dekanblog.ru/2017/06/strategicheskii-menegement/vklyuchajte-v-shtat-futorologov/