25 инструментов управления и тенденций на 2023 год выложила BAIN & COMPANY у себя на сайте [1]. Это традиционное ежегодное исследование, которое они проводят уже 30 лет. Отчет 20-ти летней давности выложен тут [2].
Нынешнее исследование существенно отличается от прошлых, как в манере подачи материала, так и по перечню рассматриваемых инструментов. И тем не менее результаты интересны. Обобщенно результаты представлены на рисунке.
На рисунке помечены красной вертикальной черточкой те инструменты, которые используются более широко чем остальные. Если Вы используете инструменты, не перечисленные тут, следовательно Вы не в Топе. Охать и ахать не надо, а познакомится с этими инструментами стоит.
Изначально я хотел просто рассказать об этом исследовании. Однако после изучения, намерения изменились. Я хочу показать, что не так в этом исследовании. Остановлюсь на некоторых из этих Топ-инструментов, которые меня удивили в большей степени. В первую очередь это модные ныне на западе инструменты Устойчивости бизнеса.
Декарбонизация
Имеется ввиду процесс сокращения или удаления выбросов углекислого газа из атмосферы Земли. Это прямые выбросы компанией и косвенные выбросы, возникающие при покупке энергии или других видов деятельности. 11% опрошенных компаний это имеют ввиду в своей деятельности. Не буду спорить в какой степени человечество спасет землю таким способом. Но события последнего времени говорит о том, что человечество готово жертвовать декарбонизацией, когда холодно и темно. Тут есть явные перегибы.
Программы разнообразия, справедливости и инклюзивности (DEI)
DEI, это политики, направленные на улучшение рабочей среды в трех областях.
Разнообразие: укрепление организации за счет увеличения представительства исторически недопредставленных [3] групп, (читай меньшинства, ну вы понимаете, о чем речь).
Справедливость: создание структур и процессов, способствующих справедливому обращению. Справедливое обращение – красивые слова, но ведь за ними стоят опять же исторически недопредставленные группы.
Вовлечение: создание культуры, в которой люди чувствуют, что они принадлежат организации. Сама по себе вовлеченность персонала, это хорошо, если при этом не рассматривается вопрос о недопредставленных группах.
В свою деятельность этот аспект деятельности (DEI) включают 38% компаний.
Экологические, социальные и управленческие программы (ESG)
Данные программы предназначены для того, чтобы помочь компаниям повысить свою общественную ценность за счет не только финансовых целей, но и включения возможностей и управления рисками, связанными с вопросами экологической устойчивости и социальной ответственности. Сторонники ESG считают, что компании, которые осознают свое влияние на человечество и принимают меры для решения критических проблем ESG, установят новые стандарты качества и будут вознаграждены своими клиентами, сотрудниками и инвесторами. Таких сторонников насчитывается среди опрошенных 31%.
Российские компании в исследование не попали, однако, и DEI и ESG усиленно вдалбливаются в культуру наших компаний. Смотрите, например, тут [4]. В отличие от мягкой формулировки BAIN (недопредставленные группы) тут прямо говорят о сексуальных особенностях. Да я понимаю, именно это спасет наш бизнес! Чепухой занимаются топ-карьеристы.
Возможно, я не политкорректен, однако зачем это все бизнесу? Мне представляется, что эти подходы или тенденции надуманные и излишне политизированные. Посмотрите, на рисунке рядышком находятся «стратегии заинтересованных сторон». Что это такое?
Стратегии заинтересованных сторон
Заинтересованные стороны, это стейкхолдеры, а стратегии заинтересованных сторон, это способ повысить ценность всей бизнес-системы компании (включая акционеров, клиентов, сотрудников, поставщиков и сообщества). В то время как традиционные стратегии направлены на максимизацию экономической ценности для акционеров, стратегии заинтересованных сторон создают общие цели и взаимную выгоду всем заинтересованным сторонам. В результате система процветает и устойчиво создает большую ценность.
Такой «мультистейкхолдеризм» [5] зародился давно, однако внедряется достаточно медленно. Сторонников среди опрошенных насчитывается только 16%. Меня удивило то, что стратегии заинтересованных сторон фактически охватывают все тенденции, указанные под вывеской устойчивости. Правда об исторически недопредставленных группах тут речь не идет.
Меня гложет смутное сомнение, не является термин Устойчивость плодом политиков, а не консультантов? Такая публикация фактически есть средство зомбирования всех заинтересованных сторон бизнеса.
Пишите комментарии, кликайте на пиктограммы.
[1]Management Tools & Trends 2023 https://www.bain.com/insights/management-tools-and-trends-2023/
[2] Инструменты менеджмента в 2013 году https://www.dekanblog.ru/2013/06/strategicheskii-menegement/instrumenty-menedzhmenta-v-2013-godu/
[3] Терминология BAIN
[4] Что такое инклюзивность в HR и как к ней прийти? https://top-career.ru/blog/dei-culture
[5] Grant, Robert M., Foundations of strategy / Robert M. Grant & Judith Jordan.—Second Edition John Wiley & Sons Ltd, 2015, 199р.