Улучшить память можно, но надо постараться. Считают, что «Секрет хорошей памяти состоит в умении вспоминать, а не запоминать» [1]. Фраза красивая, но не верная: воспроизведение предопределяется запоминанием. В общем виде для улучшения памяти следует осуществлять ввод информации так, чтобы обеспечить легкое её извлечение из памяти.
9 способов улучшить память показаны на рисунке. Эти и другие способы берут свое начало из фундаментального учебника по психологии [2]. Озвучены они на вебинаре Память на все 100 [3].
Улучшить память на стадии ввода информации
Концентрация внимания. Для того, чтобы запомнить что-то, следует обратить на это внимание. Если я «ничего не вижу, ничего не слышу», то, естественно, никому ничего не смогу сказать [4]. Сосредоточить внимание бывает достаточно сложно, возможно вы ловили себя в таком состоянии, когда на лекции, семинаре, при чтении книги ваше сознание «поплыло». Вы все слышите, видите, но это проходит мимо вашего сознания. Активация вашего сознания целиком в ваших руках.
В нашем случае концентрация внимания означает включение в работу своего мозга. Не просто слушать или видеть, а работать вместе с преподавателем, включая озвучивание уточняющих вопросов, подготовку конспекта, формулирование своего видения вопроса и пр.
Концентрация внимания требует усилий. Способность концентрировать внимание тренируется, но главное – во внутренней мотивации. Если данная лекция или книга вам не интересна или не нужна, то сконцентрироваться на материалах лекции или книги чрезвычайно трудно. Да и необходимости в этом нет. Лучше не мешать лектору и не ходить на эту лекцию, или не читать эту книгу. Однако бывают такие ситуации, когда материалы не интересны, но нужны, например, для сдачи экзамена. В этом случае следует настроить себя на подвиг по принципу «влюблен по собственному желанию». Всегда не нравится то, что ты не знаешь или не понимаешь. Надо попытаться разобраться и интерес появится.
Формирование образов. Воспроизведение элементов, не связанных друг с другом, можно улучшить, мысленно связав их во время ввода некими образами. В дальнейшем эти образы служат признаками воспроизведения и способствуют поиску и выводу нужной информации. Подобные мысленные образы являются основной частью многих мнемонических [5] приемов.
Мысленные образы, связанные с запоминаемой информацией, рождаются на основе ассоциаций, размещения, воображения.
Ассоциации [7]. В уме человека существует богатая «база данных», включающих понятия, явления, ситуации и вообще разнообразную информацию, накопленную за годы жизни. Эта база может быть использована для преобразования вводимой новой информации в уже известные и очевидные образы. Это позволяет связать новую информацию с уже известной и способствовать запоминанию. Кроме того, новая информация по мере запоминания образует новые связи. Это расширяет «базу данных» и предоставляет больше возможности для запоминания. Отсюда вытекает весьма важный факт: чем больше сведений мы запоминаем, тем больше информации способны еще запомнить.
Пространственное размещение. Образ при восприятии информации может возникнуть на основе памяти о местах прошедших событий. Как правило, воспоминания о прошедших событиях связаны с местом, в котором они происходили.
Воображение. Создание образов на основе ассоциаций и пространственного размещения основаны на реально существующей информации, однако, образы могут формироваться на основе фантазии, воображения. Строго говоря, воображение не столько способствует запоминанию входящей информации, сколько созданию новой информации. Но, тем не менее, фантазии могут и реально служат образами для запоминания.
Осмысление. Ранее уже говорилось, что осмысление запоминаемых элементов делает более простым их последующее воспроизведение или распознавание. Тем самым позволяет улучшить память Это обусловлено тем, что большое число связей, установленных между элементами, увеличивает возможности для воспроизведения. Это имеет непосредственное практическое значение. Услышав информацию, которую надо запомнить, задайте себе вопросы о возможных следствиях и причинах события, изложенного в информации. Подобные вопросы – это эффективный способ осмысления. Каждый вопрос устанавливает дополнительные связи с запоминаемой информацией и облегчает последующее воспроизведение этого события.
Попытка установления причин и следствий вводимой информации – прекрасный способ осмысления и, следовательно, запоминания. Для запоминания информации задавайте себе вопросы «Почему?» и «Что из этого следует?» и пытайтесь найти на них ответ.
Контекст и воспроизведение. Ввод информации (факты или эпизоды) всегда осуществляется в каком-то окружении. Например, лекция в аудитории или разговор в компании легче воспроизвести, если вы находитесь в той же аудитории или компании, в которой вы эту информацию получали. По этой причине иногда воспоминания обрушиваются на нас, когда мы встречаемся с давними знакомыми или попадаем в место, где когда-то находились долгое время. Окружение, в котором происходило событие, является мощным признаком воспроизведения.
Организация. Ввод организованного, структурированного материала обеспечивает его более легкое воспроизведение. Классификация, структурирование по разным признакам облегчает впоследствии извлечение деталей.
Чем лучше организован материал в процессе ввода, тем легче его воспроизвести
Принцип структурирования материала во время ввода информации имеет практическое значение, поскольку человек может запомнить, сохранить и впоследствии воспроизвести большой объем информации, если её организовывать (структурировать) в процессе ввода. Когда я был студентом, мы посмеивались над преподавателем Гражданской обороны. . Свой материал (лекцию) он сам писал на доске и требовал, что бы записывали вслед за ним. А писал он начальные буквы каждого слова произносимого предложения. Как ни странно такой конспект читался и к зачеты мы все были готовы.
Лучший способ понять организацию материала в тексте лекций, книгах заключается в фокусировании внимания на заголовках и подзаголовках в разделах материала, потому что они отражают организацию в нем материала. Наиболее эффективный способ — держать структуру материала в голове. Кроме того, вы можете подготовить иерархическое дерево понятий, например, в виде интеллект карты (mind map) наподобие той которая приведена на рисунке. Эта иерархия будет использоваться как подсказка для направлений поиска в памяти, в том случае, когда потребуется воспроизведение соответствующей информации.
Тренировка воспроизведения. Если потратить значительную часть отведенного времени на попытки воспроизвести (пересказать) изучаемый материал, а не на молчаливое заучивание, то воспроизведение можно значительно улучшить. Кроме того, улучшение воспроизведения можно добиться, задавая самому себе вопросы по изучаемому материалу. Ответами на эти вопросы и будет тренировка воспроизведения. Если на прочтение материала требуется 30 минут, а у вас есть 2 часа на изучение этого материала, то можно перечитать этот материал 4 раза. Но более эффективно прочитать материал 1 раз, а остальное время задавать себе вопросы по различным разделам материала и самому же отвечать на них. При этом можно перечитывать места текста, вызывающие затруднение при воспроизведении.
Эксперименты по тестированию на воспроизведение текста с пробным воспроизведением показали очень высокую эффективность по сравнению с обычным молчаливым заучиванием. Кстати, данный подход использован в методе обучения ПРЕВОЧУК (PQRST)[9]. Данный метод рекомендуется многими видными учебными учреждениями для своих студентов и приведен в публикации “Память на «все сто» [10].
Устранение интерференции. Как уже говорилось, интерференция применительно к памяти проявляется в перегрузке признаков воспроизведения с течением времени. Одни и те же признаки воспроизведения могут относиться к различным элементам информации, хранящимся в долговременной памяти. При попытке воспроизвести какой-то элемент информации из имеющихся в памяти подобных и имеющих один и тот же признак воспроизведения мозг не справляется с заданием и воспроизводит либо не ту информацию, либо информационную смесь из разных элементов информации. Вероятно, вам приходилось замечать за собой или за своими коллегами случаи путаного изложения. В таких случаях говорят «каша в голове».
Например, при подготовке письменной работы вы используете мысли из разных источников по одной и той же теме. Впоследствии трудно вспомнить, что именно было заимствовано из той или иной работы. В данном конкретном случае следует источники указывать сразу же при написании первой редакции. В общем случае, для минимизации подобной путаницы следует использовать как можно больше признаков воспроизведения с помощью ранее описанных способов.
Улучшить память на стадии воспроизведения
Восстановление контекста. Наиболее значимым фактором воспроизведения является контекст, в котором происходило запоминание. Если восстановить контекст, в рамках которого проходило запоминание, то воспроизведение может значительно улучшится. Вероятно, вы можете вспомнить случаи из своей жизни, во время которых вы (или вам) в период мучительного вспоминания советовали: «встань, где стоял». Как правило, это помогает. Даже если «встать, где стоял» не физически, а виртуально. Т.е. вспомнить обстановку и ситуацию, при которой происходило запоминание.
В фундаментальном учебнике по психологии утверждается, что воспроизведение знаний по предмету лучше в той аудитории, в которой слушатели слушали лекции по данному предмету. Это обусловлено тем, что интерьер этой аудитории является признаком воспроизведения материала лекции.
Восстановить контекст и, тем самым, вызвать воспроизведение забытого можно, используя метод из арсенала методов качественных маркетинговых исследований ─ анализ протокола[11]. В данном случае, метод заключается в «протоколировании» последовательности действий или хода мыслей, в процессе которого требуется обращать внимание на место, время, эмоции, образы, с которыми связана искомая информация. По сути, в процессе «протоколирования» следует задавать вопросы типа: «где это было?», «какие особенности места?», «когда это было?», «что происходило одновременно?», «кто находился рядом?», «каковы их эмоциональные реакции?» и др. При этом могут проявиться подходящие признаки воспроизведения, которые и приведут к воспоминаниям. Протоколирование может быть письменным или мысленным.
Эмоциональное состояние. Эмоции могут как мешать воспроизведению, так и помогать ему.
Состояние тревожности. Отрицательные эмоции, в ряде случаев, подавляют воспроизведение. Например, Вы сдаете экзамен, в котором не слишком уверены. Вы едва можете понять первый вопрос, не говоря уже о том, чтобы ответить на него. Появляются симптомы паники. Второй вопрос на самом деле нетрудный, но беспокойство, запущенное первым вопросом, перекидывается и сюда. К тому времени, когда вы смотрите на третий вопрос, уже не имеет значения, о чем там спрашивают — даже если это ваш номер телефона. Вы уже никак не можете ответить. Паника захватила вас полностью.
В подобном случае с памятью происходят матаморфозы, вызванные внутренним эмоциональным состоянием. Если первый вопрос вызывает затруднения при ответе, то это вызывает тревогу. Тревожное состояние часто сопровождается мыслями о провале экзамена и последствиях этого. Подобные мысли переполняют сознание и препятствуют (интерферируют) всяким попыткам воспроизведения информации по вопросу экзамена. В результате воспроизведение невозможно.
В период тревоги, беспокойства, депрессии память работает плохо как на ввод, так и на вывод. Тревога не дает возможность сосредоточиться на чем-то другом, кроме причин тревоги. Для человека в такой момент главное – собственные переживания. Его одолевают мысли о возникших неприятностях и прошлых бедах. Возникшее напряжение блокирует память.
Полагаю, что приведенные методы полезны и Вам и Вашим товарищам. Пишите комментарии, кликайте на пиктограммы.
[1] Кинякина О. Superпамять. Интенсив-тренинг для развития памяти / О. Кинякина — «Эксмо», 2007 — (SuperГений)
[2] https://obuchalka.org/2011051955095/vvedenie-v-psihologiu-atkinson-rl-atkinson-rs-smit-ee.html
[3] https://course.dekanblog.ru/product/v2-12-pamyat-na-vse-100/
[4] Шутливое перефразирование буддистской идеи недеяния зла, отрешённости от неистинного. Изображается в виде трех обезьян, у одной из которой закрыты глаза, у второй уши, а у третьей рот.
[5] Мнемо́ника (искусство запоминания), мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). В основе лежит замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное представление, а также связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти для улучшения запоминания.
[6] В качестве примера можно использовать распространенное в быту выражение «Сенька бери мячь» как образ для запоминания выражения благодарности на английском языке «Thank you very much» -«Спасибо большое».
[7] Ассоциация – связь между двумя или более психическими явлениями, при которой возникновение одного из них обусловливает появление (актуализацию) другого (других). Частный случай – «ассоциация идей», которая понимается как процесс, при котором возникновение одной идеи вызывает появление другой, связанной каким-либо образом с первой.
[8] Научение, зависимое от состояния — научение, которое связано с условиями, при которых оно происходило, вследствие чего изученное лучше всего припоминается при тех же самых условиях.
[9] ПРЕВОЧУК – PQRST является акронимом от слов: предварительный просмотр (Preview), формулировка вопросов по теме (Question), чтение (Read), обобщение (Summary), тестирование (Test)
[10] https://www.dekanblog.ru/2015/02/vebinary/pamyat-na-vse-sto/
[11] В маркетинге метод анализа протокола используется при изучении покупки товаров предварительного выбора. В этом случае исследователь собирает в единое целое решения, принимаемые на отдельных этапах процесса. В случае исследования процесса покупки товаров импульсной покупки, исследователь детализирует принятое решение.
7 комментариев. Оставить новый
очень интересно читать! Спасибо за проделанную работу !
Интересная информация. Спасибо.
Добрый день,
Алексей Васильевич
ПРЕВОЧУК – скачал. Спасибо, попробую применить в рамках работы над ДП, после практики будет понятно, как с этим работать и необходимость в таком инструменте на данном этапе. В процессе чтения статьи (….однако бывают такие ситуации, когда материалы не интересны, но нужны, например, для сдачи экзамена. В этом случае следует настроить себя на подвиг….) возникла мысль, что может являться триггером для этого процесса? И в поисках ответа наткнулся на следующую статью https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2018.02543/full , возможно Вам она покажется интересной.
В вебинаре буду принимать участие в рамках обучение в MBS.
Спасибо.
Будет ли у вас новый вебинар на эту тему, как узнать об этом
Будет 28 марта. Учись студент! Ссылка на регистрацию
https://b82247.vr.mirapolis.ru/mira/s/jzqOSU
На вебинаре будут рассмотрены комплекс мер, направленных на повышение эффективности Вашего обучения. Среди них процесс мышления человека, память, мотивация, порядок обучения и приемы организации процесса обучения. Цель вебинара помочь и вдохновить слушателей, показать, что слушатели могут получить значительно больший эффект от затраченных средств, чем это имеет место.
Вся информация поступает на почту подписавшихся на рассылку. Форма подписки расположена справа в сайдбаре.
Алексей Васильевич, ПРЕВОЧУК – PQRST скачал. Спасибо, только это как-то необычно. Но попытаюсь применить.
А вебинар не нашел. там на странице их много. Пожалуйста, уточните адрес.
С уважением Андрей
Поделитесь опытом после опробывания.
Ссылка приведена точно (сноска 3) https://course.dekanblog.ru/product/v2-12-pamyat-na-vse-100/
С уважением
А.В.Мурзинов