Многокритериальный метод принятия решений, это метод взвешенной оценки нескольких альтернатив, из которых следует выбрать наилучшую. В теории принятия решений этот метод носит название Модель взвешенной суммы (WSM) [1]. Модель является наиболее известным и простейшим многокритериальным способом принятия решений [2]. Описать этот способ можно простейшей формулой и на ней продемонстрировать работу метода. Однако формула для многих нечто абстрактное, поэтому давайте разберемся на примере.
Многокритериальный метод принятия решений, пример
Допустим у нас есть точная постановка вопроса, список критериев оценки (целей) и список всех возможных вариантов решения. Например, необходим новое помещение под офис компании. По какой причине возникла эта задача для данного примера не важно. Но важно, чтобы помещение отвечало ряду требований:
- не очень далеко от ключевых клиентов;
- офис должен быть оснащен современными средствами связи с достаточной пропускной способностью;
- стоимость аренды не должна «кусаться»;
- оплата аренды должна быть равномерно распределена по году;
- желательно нижний этаж дома, на котором будет расположен офис;
- возможность разместить на здании наружную рекламу;
- наличие в офисном центре службы безопасности и центральной ресепшен.
Интернет, телефонные звонки и беготня по городу позволили подобрать варианты и информацию по ним. Это «Офис А» , «Офис Б» , «Офис С», «Офис Д».
Следует отметить, что список критериев оценки ни в коем случае не должен содержать дублирований и пересечений. В противном случае Вы будете дважды оценивать варианты, и, таким образом, Ваш выбор будет фальсифицирован.
Параметры оценки
Теперь Вы должны оценить каждый критерий в соответствии с его ролью, т. е. охарактеризовать его с помощью числового значения. Для этого существуют два параметра.
Вес критерия, определяется как доля от единицы или процент от 100. Смысл этого показателя в оценке значимости (важности) данного критерия для вас. Все критерии важны и суммарная их значимость (важность) равна единице или 100%. Каждый отдельный критерий имеет свое значение значимости (важности) по сравнению с остальными. Что-то более значимо, что-то менее. В результате каждый отдельный критерий составляет некоторую часть от общей значимости.
Допустим, что мы переругались при обсуждении, но в конце концов достигли консенсуса в том, что наиболее важными для нас критериями являются Стоимость и Оснащенность. Менее значимым является удаленность офиса от клиентов. Критерии частота арендных платежей и этажность имеет значение, но менее важно, чем уже перечисленные критерии. Наконец, возможность разместить наружную рекламу важно, но это не самый главный критерий. Наконец, на последнем месте по степени важности критерий наличия общей ресепшен и службы безопасности. Выразим эту значимость (важность) в процентах и запишем в таблицу 1.
Второй параметр – оценка соответствия выбранных альтернативных предложений нашим критериям. Отвлечемся временно от ранее проведенной оценки веса критериев и сопоставим каждое предложение, принятым критериям. Оценка осуществляется в баллах по шкале 1-10. 1 означает, что предложение не соответствует данному критерию. 10 означает, что предложение соответствует в максимальной степени, а 5 означает, что предложение в два раза хуже. После изучение и обсуждение характеристик, выявленных ранее предложений, установим численное значение для каждого предложения. Результаты представим в таблице 2. Вес в данной таблице не нужен, но он фигурирует, исключительно из соображения уменьшения числа таблиц.
Как следует из таблицы по стоимости аренды Офис Б выигрывает, предлагаемая стоимость аренды нас устраивает полностью. Более того, по общему числу баллов Офис Б в большей степени соответствует нашим критериям. Но по оснащенности в большей степени соответствует нашим ожиданиям Офис А. Офисы С и Д отстают значительно.
Выбор с учетом взвешенной оценки
Теперь рассчитаем взвешенную оценку путем умножения весового коэффициента важности критерия на бальную оценку соответствия предложения нашим критериям. В результате получим следующую картину взвешенной оценки наших критериев. Таблица 3.
После сложения полученных взвешенных оценок в каждом отдельном столбце, получаем общие результаты. Та альтернатива, которой соответствует максимальное значение, лучше других отвечает поставленным требованиям, альтернатива же с наименьшим значением является худшим вариантом решения проблемы. После всех расчетов можно идти к директору и рекомендовать снимать Офис А.
Ограничения подхода
В процессе поиска, согласования, оценки ваше мнение о весовых коэффициентах и самих критериях могут измениться. В этом случае, как говорят «наша песня хороша, начинай сначала»
Как применять метод на практике см. тут Количественная оценка факторов в SWOT анализе [3].
Я долго сомневался, стоит ли это публиковать, поскольку считаю этот метод, образно говоря, даже не математика, это арифметика принятия решений, однако, для некоторых это «терра инкогнита». Так ведь? Нет? Тогда почему не используете?
_________________________________
[1] https://alphapedia.ru/w/Weighted_sum_model
[2] https://en.wikipedia.org/wiki/Weighted_sum_model
[3] https://www.dekanblog.ru/2017/02/swot/kolichestvennaya-ocenka-faktorov-v-swot-analize/
2 комментария. Оставить новый
Для меня это действительно новое. Я гуманитарий и не стыжусь этого. Лучше скажите о преимуществах метода, зачем его применять. С уважением Артем
Артем,
Как зачем? метод дисциплинирует мышление, избавляет от хаоса в голове. Обычно человек как буриданов осел мечется между двумя вариантами выбора, а если вариантов больше. то у него вообще голова кругом идет.