Творческий процесс есть, а творческого мышления нет. Мы обычно неоправданно отождествляем творчество (творческий процесс) и творческое мышление. Доказываю.
Творческий процесс и продукт творчества
Хорошо известно, что творческий продукт возникает, когда продукт обладает высокой новизной и высокой полезностью. В том случае, когда полезность низкая, а новизна никакая, мы получаем репродукцию. Как говорят «изобрели велосипед». Т.е. мы повторили то, что уже было.
Если этот продукт востребован и удовлетворяет потребности, это совсем хорошо. Значит продукт выдержал испытание временем. Это утилитарный продукт. В случае если у нас высокая новизна, а полезность близка к нулю, то это некая фантазия. Продукт исчезает, если исчезает полезность.
Продуктом может быть быть игрушка, машина, космический корабль, идея, изобретение, все что угодно. Мысль тоже может быть новой, оригинальной и полезной.
Есть еще один аспект продукта, связанный с новизной. Творческий продукт, по аналогии с нововведениями (инновациями), которые рассматривались Й.А. Шумпетером [1], может носить глобальный, общемировой характер и приводить к изменению существующего порядка вещей в глобальном масштабе. Это можно сравнить с глобальными землетрясениями. В то же время продукт может приводить к большим, но не кардинальным изменениям. Что-то подобное последующим артефактам основного землетрясения. Как правило основное землетрясения сопровождается еще несколькими встрясками земли. Наконец, эволюционные – текущие изменения в компаниях, происходящие регулярно.
К этому следует добавить, что нововведения (изменения) характерны и для деятельности отдельных личностей. Колумб Америку открыл, а кто-то открыл свое дело. Пусть бизнес и не большой, но и он связан с каждодневными открытиями малого масштаба. В связи с этим уместно будет привести мнение Т. Амабайл [2], которая считает, что существует континуум от низких обычных уровней творчества, который появляется в повседневной жизни до самых высоких уровней творчества.
Каждый из нас, каждый день решает уйму творческих задач, каждый раз делает что-то новое прежде всего для себя. Каждый раз для себя «открываем Америку». Представьте себе диспетчера аэропорта, он встречает самолеты, предотвращая хаос в воздухе. При этом он каждый день задачи решает творчески. У него появился один с опозданием на одну минуту, а другой прилетел раньше на одну минуту, один пришел выше на 100 м., другой пришел ниже на 100 м. и, в результате, ему надо как-то их развести, в разных ситуациях отдельно.
Ремесленник, вырезает сувенирные поделки из дерева, и тем самым доставляет многим путешественникам пусть минутные, но радости. Разве он не творец? Или мастер участка на производстве, который ломает голову как выполнить план при недостатке сырья? Примеры можете добавлять сами до бесконечности. В заключение повторю, творческий продукт, это результат творческого процесса, который характеризуется полезностью и новизной. Причем этот процесс осуществляется здесь и сейчас каждым из нас.
Творческое мышление
Теперь поговорим о так называемом творческом мышлении. Принято считать, что «Творческое мышление, это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи» [3]. Это внешне никак не противоречит тому, что только было сказано. Но есть одно но…
Посмотрите, пожалуйста на рисунок. На ней показана «модель творчества» Г.Уолласа [4]. В своей классической книге “Искусство мысли” (1926) Уоллас предположил, что «творческое мышление» может быть описано, и предложил четырехэтапное описание творческого процесса [5].
Подготовительный этап. На этапе подготовки проблема исследуется со всех сторон и включает в себя накопление информации, из которой возникают новые идеи. Способ мышления при подготовке является сознательным, добровольным и регулируемым. Уоллас включил в подготовку логику, математику, экспериментальные науки и наблюдения.
Стадия инкубации. Следующая стадия включает в себя бессознательную обработку той информации и данных, которая заложена в голове. Эта информация участвует в ряде бессознательных, непроизвольных когнитивных событий. Подчеркну, эта информация и данные перевариваются как пища в желудке, без участия сознания.
Озарение. На этой стадии возникает мгновенная “вспышка”, на которую мы не можем повлиять прямым усилием воли. Это озарение является кульминацией успешной цепочки ассоциаций, которая, возможно, продолжалась в течение значительного времени и которой, вероятно, предшествовала серия пробных и неудачных цепочек. Серия неудачных цепочек ассоциаций может длиться в течение периодов, варьирующихся от нескольких секунд до нескольких часов.
Этап проверки (верификация). Эта стадия, как и первая (подготовка) характеризуется сознательными, обдуманными усилиями по проверке обоснованности идеи. Эти усилия требуют дисциплины, внимания, воли и, следовательно, сознательной работы.
Следует отметить, что впоследствии, до этапа проверки была предложена стадия оценки, которая направлена на уточнение идеи и обеспечение ее соответствия исходной проблеме или задаче. На этом этапе также может быть рефлексивный элемент, который может помочь направить любые дальнейшие исследования. Эта стадия важно и нужна, однако, для нашего рассуждения не является принципиальной.
Принципиально то, что все эти этапы взаимосвязаны и предопределяют рождение творческой мысли. Цитирую Уоллеса:
«В ежедневном потоке мыслей эти четыре различных этапы постоянно накладываются друг на друга по мере того, как мы исследуем различные проблемы. Экономист, читающий книгу, физиолог, наблюдающий за экспериментом, или деловой человек, просматривающий свои утренние письма, может в одно и то же время “вынашивать” проблему, которую он предложил себе несколько дней назад, накапливать знания в “подготовке” ко второй проблеме и “проверять выводы по третьей проблеме. Даже исследуя одну и ту же проблему, разум может бессознательно вынашивать один ее аспект, в то время как сознательно занят подготовкой или проверкой другого аспекта».
От себя добавлю, что озарение/ инсайт не обязательно имеет яркую эмоциональную окраску.
Вот это и есть главное. Именно так человек думает каждодневно. Проглатывает информацию и данные, «пережевывает» их, объединяет новую информация с той, которая у него уже была ранее и хранилась где-то «на полке» и выдает наружу в виде мысли, решения и пр. Иногда решение, мысль сходу не рождается. Надо подождать пока подсознание не обработает ее. Затем человек кричит «Эврика» и радуется как ребенок, когда он после долгих мучений смог предложить наконец-то решение. Т.е. все, что выше написано, есть обычное мышление человека. Так почему же его называют творческим мышлением? А потому, что в результате он получает что-то новое и полезное.
А судьи кто? Кто определяет новизну и полезности? А если новизна и полезность носит локальный характер? Если эта мысль и полезна, и нова только для меня. Это уже не творчество? Например, само по себе обучение, это не творчество? Человек увлеченно читает книгу, голова пухнет от тех мыслей, которые навеяны чтением, для него эта книга кладезь полезных мыслей, он их тут же пытается внедрить в своей жизни.
Или другой пример, вы купили стол, или что-то еще из разряда сделай сам. Долго изучали чертежик, который вложен в упаковку. Долго примеряли одну детальку к другой и … Наконец собрали, не очень удачно, поняли свою ошибку сделали все наново. Вы довольны, супруга довольна, дети на вас уважительно посмотрели. Это не творчество? Творческий процесс есть, творческий продукт есть. Но также как и у великого ученого специфического творческого мышления нет. Продукт этого ученого имеет всеобщую полезность, мировую новизну, но его мыслительный процесс протекает точно также как и у школьника, решившего трудную задачу в третьем классе.
ИТОГО: творите друзья. Творчество, это не удел избранных. Вот что по этому поводу говорят лучшие умы:
В.А. Жуковский [6]. – «Третья способность души после ума и воли — творчество».
Автор романов «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы» и многое другое Ф. Достоевский [7] писал: «Творчество… есть цельное, органическое свойство человеческой природы… Оно есть необходимая принадлежность человеческого духа. Оно так же законно в человеке, пожалуй, как две руки, как две ноги, как желудок. Оно неотделимо от человека и составляет с ним целое».
Вот еще одно высказывание: «Каждый человек может быть творческим, но не каждый может реализовать свой потенциал». Марк Рунко[8].
Другие аспекты творчества по работам Амабайл смотрите тут [9] и тут [10].
Убедил или не убедил?
_________________________________
[1] Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм, демократия. М.: Эксмо, 2007.
[2]Amabile T.M.. Componential Theory of Creativity. in book: Encyclopedia of management theory. V 1, Editor Eric H. K, Sage reference, 2017. pp. 134 -139.
[3] Линдсей Г., Халл К.С., Томпсон Р.Ф. Творческое и критическое мышление // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М., 1981. С. 149—152.
[4] Грэм Уоллас (Graham Wallas) англичанин, соучредитель Лондонской школы экономики. Известен как социалист, социальный психолог, педагог.
[5] Fredricka Reisman. Graham Wallas: A Giant Standing on Giants in book: Celebrating Giants and Trail-blazers: A-Z of Who’s Who in Creativity Research and Related Fields. KIE Conference? 2021 (794-803p)
[6] Василий Андреевич Жуковский – русский поэт, переводчик, критик
[7] Фёдор Миха́йлович Достое́вский — русский писатель, мыслитель, философ и публицист. Член-корреспондент Петербургской академии наук с 1877 года.
[8]Mark Runco – специалист по креативности, автор книг и статьи по когнитивным, экономическим, генетическим, историческим, развивающим и образовательным вопросам.
[9] https://www.dekanblog.ru/2020/10/tvorchestvo-v-biznese/ne-chitajte-publikacii-o-sisteme-i-sposobax-motivacii/
[10] https://www.dekanblog.ru/2018/03/gimnastika-uma/chto-nado-dlya-kreativnosti-tvorchestva-v-biznese/
2 комментария. Оставить новый
Получила от статьи «вау-эффект». Доказательство подтверждаю, всё пройдено практически на многих предприятиях…Так и есть – творческий процесс есть, а творческого мышления нет. Как будто автор подсмотрел… :-)))
Для меня было новым открытием рассматривать продукт как творческий продукт.
два раза на разных предприятиях участвовала в сессиях стратегического планирования, творческого продукта не получили в результате. был только творческий процесс…
Не помню где (в литературе или на обучении) сталкивался с данной последовательностью этапов, матрицу новизна-полезность увидел впервые, спасибо. часто такое бывало в школе/институте – думаешь над какой-то задачей о озарение приходит во сне)