Мне, как той вороне Бог послал кусочек сыра, вернее не сыра, а книжку. Книжка называется «Думай больше» или «Мысли масштабно» о путях поиска инновационных идей. Издана в этом году [1]. Книжка пришлась как-никогда кстати. Ранее я уже знал, что в книге излагаются мысли о том, что творческий процесс не является прерогативой гениев, и очень хотел с этими мыслями познакомиться. В своей книге «Как быть умнее. Рецепт реабилитации интеллектуальных инвалидов» [2] именно это я и доказываю. С моими доказательствами можно познакомиться в публикации «Творческий процесс есть, а творческого мышления нет» [3], ну и в книжке, которая надеюсь скоро выйдет в свет.
В рассматриваемой книге основная цель представить алгоритм поиска творческих инновационных идей. Об этом алгоритме я расскажу, но позже, а сейчас некоторые интересные детали, связанные с мышлением. Возможно, они покажутся интересными не только мне.
Выдержки из книги Мысли масштабно
Из многочисленных аспектов и нюансов поиска инновационных идей, приведенных в книге, выберу только три. Текст изменен лишь в незначительной степени.
Первый. Автор пишет: «Представьте себе фантастическое животное. Нет, не дракон, феникс или единорог — это должно быть что-то совершенно новое. Возьмите лист бумаги и ручку, а затем нарисуйте свое творение.
Теперь взгляните на свой рисунок. Что ты видите? Есть ли у него глаза? Есть ли у него руки, крылья или ноги? А как насчет хвоста?
Проделав это упражнение тысячи раз с самыми разными людьми, от школьников до руководителей компаний, я могу предсказать, что в вашем рисунке есть по крайней мере один знакомый элемент. Даже когда мы пытаемся представить себе немыслимое, мы не создаем чего-то радикально чуждое нам. Всякий раз, когда мы творим, мы сознательно или бессознательно опираемся на то, что нам уже известно. Эти элементы не новы. Это их новое сочетание».
Это наблюдается не только у вас, именно так творят маститые скульпторы и художники, математики, ученые и промышленники. Все люди в процессе мышления опираются на багаж знаний, образов, имеющихся у них в памяти или заимствуя опыт других. Например, конвейер Форда пришел в автомобильную промышленность извне. Главный инженер Ford-а, посетил бойню Swift на чикагских скотных дворах, имея в виду проблему производительности, с которой столкнулся Ford. Он увидел, как туши животных перемещались по воздушной линии от станции к станции, на каждой из которых рабочие отсекали разные части туши в процессе разделки. Это была движущаяся линия разборки. Сделайте это другим способом — для автомобилей – и у вас будет движущаяся сборочная линия. Форд сделал и теперь считается автором конвейерного способа сборки автомобилей.
Когда Форд перенастроил свой завод со стационарной сборочной линии на движущуюся, результат был впечатляющим. Время, затраченное на сборку автомобиля, сократилось со 125 часов до 90 минут.
Второй. Познакомьтесь с Султаном, шимпанзе с солнечного Тенерифе на Канарских островах. В рамках исследовательского эксперимента немецкий ученый Вольфганг Колер запер Султана в большой проволочной клетке, положив спелый банан на землю снаружи, вне пределов его досягаемости. На земле внутри клетки лежала короткая бамбуковая палка, на земле снаружи клетки, ближе к банану, лежал более длинный бамбуковый шест. Султан уставился на банан. Затем он взял короткую палку и просунул ее сквозь стенку клетки, чтобы подтянуть банан к себе. Но палка была недостаточно длинной, чтобы дотянуться до банана.
По-видимому, удрученный, он плюхнулся на землю и уставился на банан. Затем оглядел клетку и все, что снаружи и заметил снаружи более длинный бамбуковый шест. Он переводил взгляд с шеста на более короткую палку и обратно и внезапно перешел к активным действиям. Он быстро поднял короткую палку и просунул ее сквозь стенку клетки, чтобы дотянуться до более длинного шеста. Он тянул шест к себе до тех пор, пока не смог дотянуться до него сам. Затем он взял длинный шест и просунул его сквозь стенку клетки, чтобы наконец дотянуться до банана. Одержав победу, Султан подтолкнул банан ближе и схватил его. Успех!
История султана берет свое начало в 1914 году. Это первый зафиксированный случай, когда ученый наблюдал момент «озарения».
Третий. Давайте проведем тест, чтобы посмотреть, сможем ли мы сделать то, что сделал Султан, — собрать воедино компоненты, необходимые нам для решения проблемы.
Скажите, приведенное арифметическое действие правильно?
Полагаю, вы скажете «Да». Очень хорошо. Теперь посмотрите на нижнее выражение, правильно ли оно?
Полагаю, что большинство ответит «Понятие не имею правильно или неправильно», потому, что не знаком с древнегреческим языком. Если же вам посчастливилось быть знатоком древнегреческого языка, вы поймете, что это уравнение такое же, как и предыдущее: 28 + 32 = 60. Первый ответ пришел к вам из вашей памяти. Всего восемь символов: шесть цифр, знак “плюс” и подчеркивание. Они уже были на полках вашего мозга. И вы проделывали подобные вычисления бесчисленное количество раз. Все знания, символы и указанная процедура хранятся в вашей памяти. Они быстро сходятся воедино, и вы видите ответ.
Во втором уравнении пяти из этих символов, вероятно, нет в вашей памяти, поэтому при автоматическом поиске они оказываются пустыми — за исключением тех из вас, кто знает древнегреческий
Вы можете подумать, что первое уравнение является чисто логическим, просто математической формулой. Это совсем не творчески. Но если бы это было так, вы бы правильно ответили и на второй вопрос. Нет, всегда существует творческая задача рекомбинации по памяти в соответствии с поставленной задачей. У вас было творческое решение логической задачи. Чистая логика невозможна. Содержание логической задачи складывается воедино благодаря творческому сочетанию.
Блуждая в мыслях, мы делаем то же самое: заполняем пробелы тем, чего ожидает наша память. По словам психолога Ричарда Грегори, “Наш мозг создает многое из того, что мы видим, добавляя то, что “должно” там быть. Мы понимаем, что мозг угадывает, только когда он угадывает неправильно”.
В заключение мысль автора: Теперь мы видим, что творческое сочетание инноваций находится в том же континууме, что и повседневное мышление. Оба они являются актами воображения, основанными на памяти.
Позже я озвучу другие моменты, с которыми мне было интересно познакомиться в книге, в том числе и алгоритм поиска творческих инновационных идей.
Интересно и понятно? Напишите в комментариях. Интересно, но непонятно? Напишите в комментариях. Не интересно? Все равно напишите.
________________________________
[1] Sheena Iyengar. Think bigger. How to innovate (Шина Айунгар. Думай шире. Как внедрять инновации). Columbia University Press, 2023.
[3] https://www.dekanblog.ru/2023/04/gimnastika-uma/tvorcheskij-process-est-a-tvorcheskogo-myshleniya-net
3 комментария. Оставить новый
Что же заменит брейншторм? Поиск сотрудника, способного к озарению?
Думаю, мозговой штурм для команды людей или перебор вариантов для искусственного интеллекта пока заменить нечем.
И там, и там есть модератор, для которого все остальные своими предложениями “подсвечивают” тропинку, ведущую к решению поставленной задачи или выводящую на новый уровень, позволяющий увидеть новые горизонты, новые, более инновационные, задачи и решения.
В 1939 году некто Джеймс Уэбб Янг написал «идея — это не больше и не меньше, чем сочетание старых компонентов». Через 50 лет Стив Джобс высказал похожую мысль: «Креативность — это просто совмещение разных вещей» ( https://big-i.ru/karera/professionalnyy-i-lichnostnyy-rost/831803/ ). Другими словами, в том, что люди в процессе мышления опираются на багаж знаний, образов, имеющихся у них в памяти нет ничего нового.
С уважением, Андрей.
Интересная статья. Когда смотрела второе уравнение, первая мысль была, что они одинаковые. (я не знаю древнегреческий)) Потом мозг выдал мне свой вердикт, что нет и надо бы проанализировать. При анализе не сошелся ответ, потому что символ один
Жду продолжение